Тук-тук, это шахматы

 
Похоже, шахматистам повезло. Их вид спорта стучится в двери российских школ. Стучится громко, по-настоящему - руками чемпиона мира, гроссмейстера Сергея Карякина и голосом члена Общественной палаты России, ректора Российского государственного социального университета Натальи Починок.

Последняя заявила: два-три года, и во всех российских школах появятся преподаватели, которые сумеют обучать детей шахматам, а в педагогических вузах, скорее всего, появятся курсы по их подготовке. Правда, последний тезис пока под вопросом.

Зато со школами сомнений как будто нет – министр образования и науки России Ольга Васильева тоже считает, что без шахмат школам никак нельзя. Неудивительно, что и место для будущего урока уже заранее найдено – вместо третьей физкультуры. Что в чем-то даже логично – тоже спорт. Но идее, продвинувшей эту самую третью «физру» в неделю, не совсем соответствует: там речь шла об увеличении физических нагрузок для школьников, и без того перегруженных умственными.

Тут можно спорить – много или мало российским школьникам грузят мозги? Однозначно правых в таком споре не предвидится. Что не мешает поговорить о другом: хорошо или плохо появление в наших школах «обязательных» шахмат?

В целом мне кажется, что хорошо. Прекрасная игра, великолепно развивает мыслительные способности – счёт, память и так далее. Смущает лишь одно: не сложновато ли для среднестатистического школьника?

Кто-то скажет: считаешь, что сложновато, – обоснуй! Признаюсь: не готов. Но не могу не порассуждать про два очевидных обстоятельства. 

Во-первых, меня смущает случайность выбора. Сергей Карякин оказался в Общественной палате России – и в школы стучатся шахматы. Наверное, если бы там заседала Мария Шарапова, то третьей физкультурой стал бы теннис. Что тоже неплохо, но дополним этот фантазийный ряд Константином Цзю… 

Нет, я считаю, что выбор нового обязательного предмета для всех российских школ должен происходить как-то по-другому.

И второе. Любой человек, хотя бы поверхностно знакомый с интеллектуальными играми, знает, что начинать всегда проще с шашек. Доступнее они для начального восприятия, проще, понятнее, а учат тому же самому – счету, памяти. Я думаю, что для нового обязательного предмета фактор простоты немаловажен. Мы же ориентируемся на среднестатистического школьника. А ему всяко проще будет освоить шашки, чем шахматы. Потом уже он решит, продолжить ему заниматься шашками, пойти в шахматный кружок или все-таки теннис. Но начинать всегда лучше с простого, это позволяет избежать главного побочного эффекта школьного обучения – отвращения к предметам не потому, что предметы плохие, а потому, что нельзя взваливать на ребенка сразу много всего сложного. 

Кто-то скажет: да шашки вообще никому не интересны! И не могут быть интересными! Неужели?

Откроем отчет Федерации шашек СССР за 1980 год. Число шашистов в СССР – 2 651 000 человек.

Смотрим статистику Министерства спорта РФ. На конец 2016 года шашками как массовым споротом официально занималось 366 365 человек, шашками как профессиональным спортом – 11 047 человек. Это почти в 7 раз меньше, чем было в 1980 году в Советском Союзе. 

Кстати, шашки в СССР благополучно сосуществовали с шахматами – и никому не приходило в голову, будто одна игра интереснее другой. Более того, шахматы, как известно, в СССР были не просто развиты – они были одним из видов оружия холодной войны. Да, шахматистов было больше – около 10 миллионов человек, включая примерно 100 международных гроссмейстеров (советских гроссмейстеров-шашистов было в 1980 году 17). Но тогда в школах работали и шашечные, и шахматные кружки, куда с удовольствием бегали остававшиеся на продлёнках дети.

Где же эти шашисты сегодня? Наверное, все мы понимаем, куда делись парни и девчонки, лишившиеся после развала Союза возможности посещать любимые секции. Фигурально выражаясь, они на улице. Хотя, конечно, кто-то стал заниматься шахматами.

Но почему же шашкам как виду спорта, намного более доступному для изучения в школе, опять не повезло? Похоже, причина в том, что чемпион мира по шашкам Сергей Белошеев не работает в Общественной палате России, а чемпион мира по шахматам Сергей Карякин – работает. 

 

Лев Годованник,
помощник председателя правления Фонда «Русские шашки»

Комментарии

Оставить комментарий
  • zavuchuser793876 zavuchuser793876 ( 547989 ) Автор не совсем прав. Во многих школах шашки остались, но не в виде кружков, а просто как игра. В начальных классах есть обычно 5-6 комплектов шашек, дети играют на продленке, многие умеют играть в шашки, соревнования проводятся в школах.. Да, с подготовкой спортсменов по шашкам, с рейтинговыми турнирами, с присвоением разрядов глухо, но ведь речь о всеобуче, а не о подготовке чемпионов. Сама третий год веду шахматный кружок в обычной школе (именно всеобуч), знаю ситуацию и в других школах, поэтому и говорю. С шахматами сложнее, тут вот какие проблемы обозначились. Во-первых, проблема с оборудованием: комплекты фигур, доски нужны, экран, проектор вместо традиционной демонстрационной доски желательно. Кстати, уже чувствуется, что хотят и деньги на учебниках и раздаточных рабочих тетрадях сделать, школы стали снабжать. Здесь не надо торопиться, лучше оставить вариативность программ, а не навязывать одну. У меня 10 часов в неделю, 5 классов (2,3,4), 10 групп, то есть по одному часу на группу в неделю.Большинство играть не умели совсем. За год правила игры осваивают 85% детей, играют без нарушений правил, причем очень много внимания уделяю психологической подготовке, чтобы дети не воспринимали проигрыш как поражение.То есть вполне посильно и доступно даже для первых-вторых классов, а имеющиеся программы, на мой взгляд, простоваты, слишком примитивны, даже те, кто не освоил, они просто пропускали занятия. Во-вторых, столкнулась с тем, многие профессиональные тренеры-шахматисты против всеобуча в школах, кто чем руководствуется, кто-то опасается лишиться платных занятий, кто-то считает, что шахматы для избранных, что если играть в шахматы, то именно этому надо всю жизнь посвятить, а иначе нечего и играть. То есть как и в других видах спорта: или подготовка профессиональных спортсменов, или вообще ничего. Это неправильная и вредная позиция, поэтому и понастроили стадионов, а большинству они недоступны! Надо развивать массовый спорт для здоровья и для всех, в школах и во двораха не только для участия в соревнованиях. Так и с шахматами. В-третьих, не хватает тренеров для шахмат, причем не просто так их можно будет подготовить, ведь выучить правила еще не значит научиться играть в шахматы. Тренер, учитель, которого должны подготовить, должен не просто курсы пройти, а в течение нескольких лет накопить игровую практику, участвовать в турнирах, чтобы не только фигуры передвигать. Поэтому оптимальный вариант, работать школьному тренеру в тесном контакте с тренером-спортсменом, передавая самых талантливых в большой спорт. Вот эти моменты надо продумать, а вообще шахматы в школах для всех - это здорово!

  • Лев Левин ( 62616 ) Всеобщая шахматизация - это круто! Особенно на фоне падения качества математического образования. Похоже МинОбнауке заняться больше нечем и оно шахматы лижет.

  • everydayissunny ( 250242 ) а в чапаевца даже невальный сможет

  • 156789423 zavuchuser819008 ( 572184 ) Шашки гораздо более интересная и массовая игра - как раз для школьников. А вот шахматы не для всех. Автор прав.

  • Виктор Степанов ( 586468 ) В шахматы и шашки в школах раньше играли, были секции, турниры

Другие новости по теме

18 сентября 2017 г. Учителей вывели на учения

16 сентября 2017 г. «Наказание вообще не входит в полномочия учителя»

16 сентября 2017 г. Карелии не хватает денег на повышение зарплат педагогическим работникам

16 сентября 2017 г. Выпускники смогут узнать результаты ЕГЭ онлайн только после регистрации на сайте госуслуг

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru