Список литературы для школьников появился в государственном стандарте

Вера Вяткина

В СМИ волнуются, почему перечень книг решено включить во ФГОСы, хотя прежде он входил в примерные общие образовательные программы (ПООП) и носил рекомендательный характер

 

На Федеральном портале проектов был опубликован проект закона об обязательной литературе для школьников. Сейчас проект находится на общественном рассмотрении.

В конце 2016 года в Министерстве образования создали рабочую группу по уточнению федеральных стандартов. В предметной области «русский язык и литература» работу возглавила Наталья Дмитриевна Солженицына, а вошли в нее самые разные по своим взглядам эксперты. Вопрос о едином списке на заседаниях рабочей группы поднимался, но включать список в стандарт не стали. Однако в середине июля появился проект уточненных ФГОСов для общественного обсуждения, и в нем все же оказался перечень литературы для средней школы.

Появление списка во ФГОСах вызвало недоумение у многих специалистов. Например, Евгения АБЕЛЮК, заслуженный учитель России, сказала, что вариативность в образовании очень важна: той же самой классической литературой можно заинтересовать, только учитывая особенности конкретных детей. «Те, кто против вариативности и за единый список, — не учитывают сегодняшний день, не думают о завтрашнем, они хотят в позавчерашний», – комментирует учитель журналистам «Новой газеты».

Литературовед, автор учебников по литературе Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ замечает: «Пока список произведений находится в ПООП — он служит для учителя базой, чтобы тот сам разрабатывал рабочую программу для своих учеников. Как только он попадает в Федеральный стандарт — он получает совершенно иной статус: это обязательный к исполнению документ. И список из ориентира превращается в прокрустово ложе».

Однако некоторые южноуральские литераторы отнеслись к включению списка в государственный стандарт спокойно. «Я думаю, что нужен список авторов, – делится мнением с «Вектором образования» учитель литературы высшей категории школы № 59 Наталья ПЕРФИЛЬЕВА. – Возможно, не стоит перечислять конкретные произведения, но круг литературы должен быть. Для подготовки к экзаменам это облегчит задачу учащимся. А на желание или нежелание читать книги список вряд ли повлияет».

В этом плане ее поддерживает профессор ЧелГУ, доктор филологических наук Марина ЗАГИДУЛЛИНА: «Во-первых, список всегда был. Для ЕГЭ есть отдельный файл, который четко упорядочен и включает конкретный круг книг. Так что ничего тут нового нет. Какая вариативность может быть, если ты сдаешь тест? Сам ребенок не рад будет, если там вылезет произведение, которое он не проходил, – заключает профессор в разговоре с «Вектором образования». – На мой взгляд, хороший литератор, не зависимо от того, что включено в список, через любую серьезную книгу поднимет ребенка к ценностям, истинам, к творческому поиску. Ему все равно, каким путем пойти, он придет к тем же нравственным ценностям. Не важно, будет в списке «Преступление и наказание» или «Идиот».

С другой стороны, по мнению Марины ЗАГИДУЛЛИНОЙ, если ограничить возможности учителя там, где он не готовит к экзамену, а просто развивает человека, то отрицательный эффект от списка появится. Тогда взаимодействие словесника с детьми может обеднеть, если ему не дадут шанса развернуться, выйти за стандарт.

Еще одна тема, насторожившая столичных журналистов в связи с включением списка литературы во ФГОСы, – создание единого учебника. Министр образования Ольга ВАСИЛЬЕВА недавно сказала журналистам, что единые учебники нужны. А на Петербургском экономическом форуме она заявила, что в идеале все должны сдавать ЕГЭ по литературе. «Общий вектор понятен: единое образовательное пространство — единый учебник — единый общий экзамен», – сделали вывод журналисты «Новой газеты».

Марина ЗАГИДУЛЛИНА в создании единого учебника по литературе также не видит большой проблемы. «Пусть создают, что хотят, в этом тоже что-то есть, какая-то унификация, – комментирует профессор. – Я начинала свой профессиональный путь, как школьный учитель, и мама у меня всю жизнь работала в школе. Я помню, она как аксиому повторяла: «Учебник – это просто какая-то дополнительная книжка, которая у человека на полке стоит. На самом деле настоящие учителя литературы никогда не пользуются учебниками! Ты работаешь всегда только с книгой, текстом и детьми!» Им не нужны посредники, им не нужен кто-то, кто написал очерк о произведении. Они ведут текст через себя: прочитал, понял, и преподаешь. С этой точки зрения литература – всегда уникальная позиция в школьном образовании. И тут огромное значение имеет личность словесника. И крылья этой личности не оборвешь ничем. Масштаб учителя компенсирует все недостатки списка», – заключает профессор.

Некоторые педагоги высказали мнение, что список в государственном стандарте не помешает тем, кто является творческим и талантливым учителем, зато организует тех, кто не способен к творчеству и опирается исключительно на методички и документы.

Отметим, в новой версии ФГОС для 5–9-х классов из памятников древнерусских произведений осталось «Слово о полку Игореве». XVIII век будет представлен Ломоносовым, Державиным, Фонвизиным и Карамзиным. А вот литература XIX века согласно будущему стандарту «ужмется»: ученикам надо освоить по одному произведению из Достоевского, Толстого, Тургенева и Лескова. Из всего собрания сочинений Чехова в документе прописаны четыре рассказа: «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Тоска» и «Смерть чиновника».

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Тогда надо учить по краткому курсу ВКПб

27 июля 2017, 07:51
Пользователь

чтение- лучший антивирус

25 июля 2017, 09:27