Форум

«Заплатим рубль, но спой на тысячу»: монолог учителя без прикрас

Анонимный рассказ учительницы из Твери о том, каково работать в школе, сколько платят и ради чего это всё делается.

Нагрузка

Я работаю учителем английского языка в сельской школе недалеко от Твери. Здесь учится 420 детей. У меня первая категория и стаж 5 лет, нагрузка 23 часа в неделю. На подготовку к занятиям уходит 1,5 — 2 часа в день: опыт помогает.

Ещё полчаса-час в день уходит на «бумажную» работу, притом двойную: мы делаем отчёты и в бумажном, и в электронном виде.

Отчётности

Ежемесячно сдаются отчёты по контрольным работам и мероприятиям (мониторинги, конкурсы, проектная деятельность, отслеживание результатов по ФГОС). Каждую четверть — отчёты по контрольным, отчёт по результатам обученности, качества знаний, прохождения программы и вышеперечисленные.

Бумагу я покупаю сама, уходит две пачки в четверть, итого 8 пачек бумаги в год. Самые объёмные траты бумаги — распечатка рабочих программ на каждый класс.

Деньги

Мой оклад 7 200 рублей. Далее идут стабильные надбавки: 40% за категорию, 25% сельские, 10% за проверку тетрадей, 7% заведование лингафонным кабинетом, ежемесячная премия от 25% до 40% в зависимости от фонда оплаты труда. Обязательны ежеквартальные премии, которые достаточно прозрачно распределяет комиссия из учителей и завучей по заранее прописанному и принятому на педсовете положению о стимулирующих премиях.

Зарплата не низкая: кто много делает реально, много и получает. Особых интриг и скандалов нет.

Хватает ли учительского заработка на жизнь? Сейчас мало хватает, так как цены на продукты выросли в два раза, на обувь и одежду примерно на 30% и так далее.

В семье с мужем у нас двое детей. Еле тянем на среднем уровне. Отдыхать не ездим, приобрести или построить жильё с такой зарплатой невозможно. Накоплений не сделать. Крупные покупки только в кредит. Просто работаем на выживание: выплаты, еда, одежда/обувь/школьное/кружок.

При этом у нас коммуналка небольшая, так как свой дом и баня — выходит около 4 000 рублей. Мне не приходится подрабатывать, семью содержит муж — иначе бы не стала работать в школе.

Деревня в Тверской области

Вечные вопросы

Знаете, я для себя хотела выяснить, ну зачем же учителя при всех этих ужасах продолжают «колоться, но есть кактус», то есть работать в школе?

У меня причина нетипичная, я специально поехала работать в село (30 минут от города, но газа, транспорта и дорог нет), чтобы получить субсидию на строительство дома для семьи, а не жить на съёмной квартире. Тут отдельная песня: уже 5 лет добиваюсь исполнения чиновниками их обязанностей.

Работу люблю, так как люблю детей, владею на высоком уровне двумя иностранными языками, филолог.

А другие? Привычка! Когда белка бегает в колесе, она не успевает думать и не может изменить ситуацию...

Работать в школе многие просто привыкают, ведь искать другую работу — это рисковать. Со временем многие теряют социальную мобильность и некую квалификацию, которая не связана с работой в школе: «Куда ж я пойду, я же ничего, кроме как учить детей, не умею»...

Кто-то сидит до пенсии, кто-то ради внуков.

...Так опостылевшие супруги живут вместе: надо бы развестись, но страшно как-то. Лишь 20% горят своим призванием! Их видно сразу, слава Богу, что есть такие люди.

В моём коллективе ситуация сложная: всё держится на плечах пенсионеров — советских педагогов, молодые специалисты так работать не будут и не умеют, да и сбегают через пару лет совсем или в декрет.

Нагрузка запредельная во многих школах, реально есть школы, где почти у всех по две ставки. Вести 7-8 уроков в день — это халтура, к сожалению.

В общем, сейчас школа — это клубок взаимосвязанных проблем.

Григорьев Сергей Алексеевич «Сельская учительница», 1978 г.
Образование — это система, которую невозможно изменить снизу, поскольку она выстроена по принципу вертикали сверху. Либералы расшатали, бюрократы доломали.

Теперь или восстанавливать лучшее, отбрасывая перегибы, которые есть и были, либо страну легко «переформатируют» = захватят через пару поколений.

Самое смешное, что государство выезжает пока на старых кадрах, которые ворчат, но тянут лямку, так как привыкли к эксплуатации, в том числе за счёт совести, призвания, любви к детям.

Весь четырёхчасовой педсовет директор призывал к самопожертвованию, работе вопреки трудностям, обязанности заменить маму и папу, мотивировать, заниматься с отстающими после уроков, делать вместе домашнее задание, если семья асоциальная...

Пахнуло ядреным коммунизмом, родным словом «ДОЛЖЕН»... А на дворе-то капитализм! И почему-то продавцов, кассиров, водителей, сантехников, журналистов, парикмахеров никто не призывает священными лозунгами (абсолютно верными, кстати), чтобы они оставались после оплачиваемой работы с людьми, заменяли им семью, мотивировали на что-нибудь полезное..

То есть общество, какой бы строй на дворе ни был, по-прежнему ждёт призвания и самопожертвования не только от тех, чьи профессии связаны с этим (военные, полиция, МЧС, пожарные), но главным образом от врачей и учителей. Такой вот когнитивный диссонанс: заплатим рубль, но спой на тысячу, раз выбрал такое призвание.

Ещё более дурацкая ситуация с качеством знаний: сверху спускаются безумные программы и технологии ФГОС, слабые учебники, завышенный объём знаний для изучения, а на другой стороне баррикад... Родители, которые, чуя неладное, обвиняют учителей, не осознавая, что не мы варим эту кашу из топора, а имеем рецепт и обязаны ему следовать. Опытные педагоги стараются учить по-своему вопреки ФГОС, чтобы дети хоть что-то знали, а молодые следуют букве закона (ФГОС), с ужасом наблюдая результат.

У учителя отняли реальную свободу обучения, отняли эффективные методы воздействия на учеников и их родителей, опутали инструкциями и бумажной отрыжкой бюрократии, требуя при этом результат.

Олимпийские тренеры могут любыми методами добиваться результатов или не добиваться, просто не в этот раз. А учитель, как в сказках, должен к утру поле вспахать, засеять, зерно собрать, муку смолоть и хлеба испечь...

Пережить многое можно, учителя всё-таки — люди взрослые, самое страшное в другом. Мы теряем целые поколения детей, идёт целенаправленное разделение по социальному статусу на богатых и бедных не только в бытовой жизни, но и в сфере образования. Система «обыдлячивания» налажена сверху, а виноваты учителя. Конечно же, случайно совпадают показатели Москвы по самым высоким зарплатам учителей, уровню жизни населения и баллам ЕГЭ.

С неотбитым оптимизмом жду, что же предпримет наша новая министр образования!

Комментарии

Оставить комментарий
  • Светлана Гапонова ( 234553 ) Ни-че-го!!! Ничего не сделает новая министр образования. Вернее, ничего хорошего. Она будет выполнять госзаказ и плясать под ту же дудку. А раз сказала, что для неё в приоритете учитель - всё, будет организовано всё так, что из профессии точно выдавят. Гайки будут затягиваться всё тужу и туже.

  • everydayissunny ( 250242 ) В образовании правят троечники, плохо зная предмет, упирают на методики, им не важен сам предмет, знание его и понимание. Главное – методика. Кормятся с фгосов, ууд, лжекомпетенций эти прихвостни.

  • zavuchuser787240 zavuchuser787240 ( 541360 ) Наталья Ивановна Прочла статью, погрустила вместе со всеми. думаю в течении ближайшего времени ничего не измениться. Я представитель старой гвардии, работаю уже 32 года, мне нравиться работа, но сейчас радости от нее нет. Из нас сделали роботов, главное отчеты, натаскивание детей на результат любой ценой. работаем бесплатно в субботу (у нас пятидневка), покупаем тесты и контрольные и распечатываем каждому ребенку тесты, контрольные,задания различной сложности и все на свои деньги. Еще я работаю заместителем директора по воспитательной работе. Было время когда государство решило что воспитанием детей пусть занимаются родители, потом опомнилось и решило все вернуть назад, только не вернуло рабочие места заместителей по воспитательной работе и организаторов. У нас на это предусмотрено полставки 12000 рублей, вычтете подоходный ну и подумайте как на это жить? Поэтому первую половину дня веду уроки, после уроков стараюсь организовать работу с ученическим активом школы, учителями, написать отчеты, заполнить все необходимые документы, вечером и ночью готовлюсь к урокам, мероприятиям, заполняю электронный журнал. На руки я получила в сентябре 26000 тыс.(2000 разовая премия!).Я мечтаю, что однажды я приду в школу, зайду в класс и и просто начну работать! Господа чиновники дайте нам просто заняться своим делом!

  • Ирина Викторовна Б ( 30677 ) Читали и главное - анализировали бы те, кому наши "гласы вопиющих" предназначены... А так - читаем и ...соглашаемся мы... и сами себе сочувствуем... У меня папа(глубокий пенсионер) каждый год интересуется: "Дочк, как зарплата?" Я ему ответствовала: зарплата та же, что и 5 лет назад (учитывая, как автор подметила, цены за пять лет кардинально поменялись). А в этом году ответ отцу: "Меньше, стала, папа, меньше..." Грустно...

  • everydayissunny ( 250242 ) http://webkamerton.ru/2016/10/zapadniki-liberaly-silno-voznenavideli-novogo-ministra-obrazovaniya/ Наши возвращаются

  • Лев Левин ( 62616 ) Продуктовая корзина в российских селах оказалась дороже московской. Подробнее на РБК: http://www.rbc.ru/economics/18/10/2016/57f7ad4d9a7947881b11c192?utm_source=gismeteo&utm_medium=news&utm_campaign=gism_top8 А какая была лапша!

  • everydayissunny ( 250242 ) бессмысленные курсы повышения квалификации учителей - убрать кормушку бумажных бандитов из школ немедленно

  • everydayissunny ( 250242 ) Великая пила образовательного бабла - ФГОСы и коллекторы-администраторы, кормящиеся с них. Честный учитель никогда не пойдет на сделку с ФГОСом в процессе своей работы. Прикрыться от ретивых идиотов, ратующих за ФГОСы - не преступление, а военная хитрость. Достали уже эти пляжи.

  • Лев Левин ( 62616 ) Прелюбопытнейший документ https://ioe.hse.ru/data/2015/08/25/1086511004/%D0%A2%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%A1-%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80.pdf

  • Ринат Абсаттаров ( 519389 ) Эх, что тут уж и говорить, когда был еще колхоз(до 2003 года) подрабатывал летом на комбайне, хоть не наличными, а зерном или сахаром выдавали зарплату, настали времена, коллеги все которые выслужились, уезжают в Сибирь на вахту, кто-то таксует в райцентре, Смешно просто за 25 лет выслуги - 10 т. р. с копейками, а зарплата за ставку 14 т. р. со всеми надбавками.

  • Надежда Каленкова ( 104687 ) А тем временем учителя Татарстана будут 3 ноября сдавать ЕГЭ...Славный почин прошлогоднего опыта становится традицией. И увы, распространяется по всей стране,как одна из форм повышения квалификации педагогов.Какие чудесные,послушные и исполнительные наши учителя, однако...

  • Сергей Князев ( 5319 ) что сказать? действительно требований масса. относительно зарплат - здесь все просто. да зарплаты высокие есть. но зарплата педагога - это его нагрузка. в основном. чем больше часов, тем больше зарплата. но хочется не просто провести эти уроки, а научить, а еще хочется чтобы удовольствие от урока было и у тебя и у ученика. да, конечно, мне могут сказать - участвуйте в конкурсах, олимпиадах и так далее....повышайте квалификацию и тому подобное. но чтобы сделать все это нужно выполнить ряд условий и порой условий немыслимых при работе в обычной школе. среднюю зарплату, про которую так любят говорить чиновники, лучше бы выяснить на уровне 18 часов, т.е. ставки. и еще - посмотреть по категориям: квалификаций и стажа. а то пишут: средняя 30-40 тысяч. эти цифры идут всюду, и естественно родители возмущенны: они получают нормально, отвел уроки свободен, и еще чего-то хотят. да, мы хотим. а чего? нормальной зарплаты при нагрузке в ставку (тогда и молодые пойдут в школу, и педагоги не будут биться за часы), нормальных условий для повышения квалификации (а не тех что есть сейчас с их баллами), поменьше волокиты с документами (подумайте товарищи - на 60-80% работа педагога в наших школах - это отчеты и прочее, а не уроки). и конечно, желательно, чтобы курсы, которые проводятся для повышения квалификации и прочего не стоили таких денег. такое чувство, что мы повышаем все для себя. так что дорогие чиновники - подумайте, и хоть раз сделайте выбор не в пользу своего удобства (машин, кресел, тумбочек, ручек и прочего), а в пользу не только педагогов но и подрастающего поколения

  • everydayissunny ( 250242 ) Почему учителям некогда учить детей? статье 3 года уже, а воз и ныне таааам http://www.nnov.kp.ru/daily/26015/2938246/

  • Татьяна ( 19749 ) Только премии у нас не платят :(

  • Татьяна ( 19749 ) Согласна с каждым словом!

  • zavuchuser zavuchuser ( 353632 ) Очень жаль, что все эти строки видим, фактически, только мы - учителя... Я полностью согласна с автором! Работаю в школе третий год, хотя закончила педуниверситет еще в уже далеком 2003-м. Родители учителя, всю совместную с ними жизнь видела и слышала всю изнанку школы, и "закалка", наверное, у меня тоже та, старая. Но новое время, увы, все больше дает понять, что в современной жизни сложившееся отношение к учительскому труду - бомба замедленного действия. Кто-нибудь РЕАЛЬНО оценивал регламент работы учителя? Не время проведения уроков и подготовки к ним, а время проверки тетрадей, самостоятельных, контрольных, заполнение всех отчетов, двойное ведение журналов (бумажный и электронный) и много-много-много еще всяких внутренних особенностей. А если к этому прибавить классное руководство? Например, я в этом году почти с боем отстояла себе еще один "свободный" год: только 25 часов нагрузки (из которых 3 часа - индивидуальное обучение). Мне давали 5 класс (третий год подряд). У меня трое детей 7, 9 и 11 лет - мальчики. Я не знаю, что будет в следующем году... Хочется работать в школе, но со всех сторон давит сильно... Извините, что рассказ вышел сумбурный. Наболело...

  • Лев Левин ( 62616 ) Хватит врать себе. Вы пойдете на операцию к нейрохирургу, который на полставки работает грузчиком и поэтому у него дрожат руки? А если он на полставки подрабатывает нейрохирургом и у него от этого всё равно дрожат руки – Вам будет легче? А в самолёт сядете, если пилот летает на полторы ставки и у него хронический недосып? Вам комфортно ездить в автобусе, водила которого ещё таксует для выживания? Продолжать? А вот единственное дитя Вы спокойно отдаёте в школу, где ВСЕ подрабатывают на как минимум на пол-ставки и вынуждено имеют неустойчивую психику. Прошу не обижаться, я в той же лодке. Все эти доплаты – это приёмы потогонной системы известной очень давно, и основанной на жесточайшей эксплуатации. Рано Маркса сбросили со счетов.

  • zavuchuser758131 zavuchuser758131 ( 512277 ) Сегодня написала заявление об увольнении молодая учительница математики. Она пришла с горящими глазами в школу 1 сентября этого года. Получила 22 часа нагрузки и классное руководство в 5 классе. Сегодня, рыдая полтора часа в моем кабинете, сказала: " Работа в школе - это же ужас! Но я не знала, что настоящий ад - классное руководство! Я за 1200 рублей ежедневно трачу силы, нервы, здоровье и время на общение с родителями, коллегами, учителями! Я всем должна! У меня нет времени почитать, сходить в кино и просто отдохнуть! Я не помню дня за последние 1,5 месяца, чтобы в моей голове не возникало мысли - я не сделала, не сдала, не провела! Я не хочу так жить! Мне 22 года и я не хочу умереть на работе!" Я не нашла слов утешения.... а врать о светлом будущем не смогла...

  • zavuchuser776978 zavuchuser776978 ( 531107 ) Умница! Честно, смело, открыто!

  • Ольга Анянова ( 388408 ) Согласна с каждым словом. В нашей школе остались практически одни пенсионеры. Надолго нас не хватит. Что дальше?

  • zavuchuser776420 zavuchuser776420 ( 530549 ) Спасибо автору за разговор на бесконечную тему положения нашего .....Грустно,если не сказать,страшно ,да не за себя ,за детей и внуков....Только кажется мне ,что дальше разговоров никуда ничего не сдвинется. Беда всероссийская наша в том ,что мы привыкли терпеть,вот и будем терпеть...

Другие новости по теме

25 апреля 2017 г. Путин вернул географию: этого не выдержит ни один мозг

25 апреля 2017 г. Максим Орешкин предложил ввести ЕГЭ по технологиям

24 апреля 2017 г. Папа не поможет! Как изменилась астрономия, пока её не преподавали в школах

24 апреля 2017 г. Свыше 30 тыс. школ проведут всероссийские проверочные работы по математике

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru