Форум

«Заплатим рубль, но спой на тысячу»: монолог учителя без прикрас

Анонимный рассказ учительницы из Твери о том, каково работать в школе, сколько платят и ради чего это всё делается.

Нагрузка

Я работаю учителем английского языка в сельской школе недалеко от Твери. Здесь учится 420 детей. У меня первая категория и стаж 5 лет, нагрузка 23 часа в неделю. На подготовку к занятиям уходит 1,5 — 2 часа в день: опыт помогает.

Ещё полчаса-час в день уходит на «бумажную» работу, притом двойную: мы делаем отчёты и в бумажном, и в электронном виде.

Отчётности

Ежемесячно сдаются отчёты по контрольным работам и мероприятиям (мониторинги, конкурсы, проектная деятельность, отслеживание результатов по ФГОС). Каждую четверть — отчёты по контрольным, отчёт по результатам обученности, качества знаний, прохождения программы и вышеперечисленные.

Бумагу я покупаю сама, уходит две пачки в четверть, итого 8 пачек бумаги в год. Самые объёмные траты бумаги — распечатка рабочих программ на каждый класс.

Деньги

Мой оклад 7 200 рублей. Далее идут стабильные надбавки: 40% за категорию, 25% сельские, 10% за проверку тетрадей, 7% заведование лингафонным кабинетом, ежемесячная премия от 25% до 40% в зависимости от фонда оплаты труда. Обязательны ежеквартальные премии, которые достаточно прозрачно распределяет комиссия из учителей и завучей по заранее прописанному и принятому на педсовете положению о стимулирующих премиях.

Зарплата не низкая: кто много делает реально, много и получает. Особых интриг и скандалов нет.

Хватает ли учительского заработка на жизнь? Сейчас мало хватает, так как цены на продукты выросли в два раза, на обувь и одежду примерно на 30% и так далее.

В семье с мужем у нас двое детей. Еле тянем на среднем уровне. Отдыхать не ездим, приобрести или построить жильё с такой зарплатой невозможно. Накоплений не сделать. Крупные покупки только в кредит. Просто работаем на выживание: выплаты, еда, одежда/обувь/школьное/кружок.

При этом у нас коммуналка небольшая, так как свой дом и баня — выходит около 4 000 рублей. Мне не приходится подрабатывать, семью содержит муж — иначе бы не стала работать в школе.

Деревня в Тверской области

Вечные вопросы

Знаете, я для себя хотела выяснить, ну зачем же учителя при всех этих ужасах продолжают «колоться, но есть кактус», то есть работать в школе?

У меня причина нетипичная, я специально поехала работать в село (30 минут от города, но газа, транспорта и дорог нет), чтобы получить субсидию на строительство дома для семьи, а не жить на съёмной квартире. Тут отдельная песня: уже 5 лет добиваюсь исполнения чиновниками их обязанностей.

Работу люблю, так как люблю детей, владею на высоком уровне двумя иностранными языками, филолог.

А другие? Привычка! Когда белка бегает в колесе, она не успевает думать и не может изменить ситуацию...

Работать в школе многие просто привыкают, ведь искать другую работу — это рисковать. Со временем многие теряют социальную мобильность и некую квалификацию, которая не связана с работой в школе: «Куда ж я пойду, я же ничего, кроме как учить детей, не умею»...

Кто-то сидит до пенсии, кто-то ради внуков.

...Так опостылевшие супруги живут вместе: надо бы развестись, но страшно как-то. Лишь 20% горят своим призванием! Их видно сразу, слава Богу, что есть такие люди.

В моём коллективе ситуация сложная: всё держится на плечах пенсионеров — советских педагогов, молодые специалисты так работать не будут и не умеют, да и сбегают через пару лет совсем или в декрет.

Нагрузка запредельная во многих школах, реально есть школы, где почти у всех по две ставки. Вести 7-8 уроков в день — это халтура, к сожалению.

В общем, сейчас школа — это клубок взаимосвязанных проблем.

Григорьев Сергей Алексеевич «Сельская учительница», 1978 г.
Образование — это система, которую невозможно изменить снизу, поскольку она выстроена по принципу вертикали сверху. Либералы расшатали, бюрократы доломали.

Теперь или восстанавливать лучшее, отбрасывая перегибы, которые есть и были, либо страну легко «переформатируют» = захватят через пару поколений.

Самое смешное, что государство выезжает пока на старых кадрах, которые ворчат, но тянут лямку, так как привыкли к эксплуатации, в том числе за счёт совести, призвания, любви к детям.

Весь четырёхчасовой педсовет директор призывал к самопожертвованию, работе вопреки трудностям, обязанности заменить маму и папу, мотивировать, заниматься с отстающими после уроков, делать вместе домашнее задание, если семья асоциальная...

Пахнуло ядреным коммунизмом, родным словом «ДОЛЖЕН»... А на дворе-то капитализм! И почему-то продавцов, кассиров, водителей, сантехников, журналистов, парикмахеров никто не призывает священными лозунгами (абсолютно верными, кстати), чтобы они оставались после оплачиваемой работы с людьми, заменяли им семью, мотивировали на что-нибудь полезное..

То есть общество, какой бы строй на дворе ни был, по-прежнему ждёт призвания и самопожертвования не только от тех, чьи профессии связаны с этим (военные, полиция, МЧС, пожарные), но главным образом от врачей и учителей. Такой вот когнитивный диссонанс: заплатим рубль, но спой на тысячу, раз выбрал такое призвание.

Ещё более дурацкая ситуация с качеством знаний: сверху спускаются безумные программы и технологии ФГОС, слабые учебники, завышенный объём знаний для изучения, а на другой стороне баррикад... Родители, которые, чуя неладное, обвиняют учителей, не осознавая, что не мы варим эту кашу из топора, а имеем рецепт и обязаны ему следовать. Опытные педагоги стараются учить по-своему вопреки ФГОС, чтобы дети хоть что-то знали, а молодые следуют букве закона (ФГОС), с ужасом наблюдая результат.

У учителя отняли реальную свободу обучения, отняли эффективные методы воздействия на учеников и их родителей, опутали инструкциями и бумажной отрыжкой бюрократии, требуя при этом результат.

Олимпийские тренеры могут любыми методами добиваться результатов или не добиваться, просто не в этот раз. А учитель, как в сказках, должен к утру поле вспахать, засеять, зерно собрать, муку смолоть и хлеба испечь...

Пережить многое можно, учителя всё-таки — люди взрослые, самое страшное в другом. Мы теряем целые поколения детей, идёт целенаправленное разделение по социальному статусу на богатых и бедных не только в бытовой жизни, но и в сфере образования. Система «обыдлячивания» налажена сверху, а виноваты учителя. Конечно же, случайно совпадают показатели Москвы по самым высоким зарплатам учителей, уровню жизни населения и баллам ЕГЭ.

С неотбитым оптимизмом жду, что же предпримет наша новая министр образования!

Комментарии

Оставить комментарий
  • Светлана Гапонова ( 234553 ) Ни-че-го!!! Ничего не сделает новая министр образования. Вернее, ничего хорошего. Она будет выполнять госзаказ и плясать под ту же дудку. А раз сказала, что для неё в приоритете учитель - всё, будет организовано всё так, что из профессии точно выдавят. Гайки будут затягиваться всё тужу и туже.

  • everydayissunny ( 250242 ) В образовании правят троечники, плохо зная предмет, упирают на методики, им не важен сам предмет, знание его и понимание. Главное – методика. Кормятся с фгосов, ууд, лжекомпетенций эти прихвостни.

  • zavuchuser787240 zavuchuser787240 ( 541360 ) Наталья Ивановна Прочла статью, погрустила вместе со всеми. думаю в течении ближайшего времени ничего не измениться. Я представитель старой гвардии, работаю уже 32 года, мне нравиться работа, но сейчас радости от нее нет. Из нас сделали роботов, главное отчеты, натаскивание детей на результат любой ценой. работаем бесплатно в субботу (у нас пятидневка), покупаем тесты и контрольные и распечатываем каждому ребенку тесты, контрольные,задания различной сложности и все на свои деньги. Еще я работаю заместителем директора по воспитательной работе. Было время когда государство решило что воспитанием детей пусть занимаются родители, потом опомнилось и решило все вернуть назад, только не вернуло рабочие места заместителей по воспитательной работе и организаторов. У нас на это предусмотрено полставки 12000 рублей, вычтете подоходный ну и подумайте как на это жить? Поэтому первую половину дня веду уроки, после уроков стараюсь организовать работу с ученическим активом школы, учителями, написать отчеты, заполнить все необходимые документы, вечером и ночью готовлюсь к урокам, мероприятиям, заполняю электронный журнал. На руки я получила в сентябре 26000 тыс.(2000 разовая премия!).Я мечтаю, что однажды я приду в школу, зайду в класс и и просто начну работать! Господа чиновники дайте нам просто заняться своим делом!

  • Ирина Викторовна Б ( 30677 ) Читали и главное - анализировали бы те, кому наши "гласы вопиющих" предназначены... А так - читаем и ...соглашаемся мы... и сами себе сочувствуем... У меня папа(глубокий пенсионер) каждый год интересуется: "Дочк, как зарплата?" Я ему ответствовала: зарплата та же, что и 5 лет назад (учитывая, как автор подметила, цены за пять лет кардинально поменялись). А в этом году ответ отцу: "Меньше, стала, папа, меньше..." Грустно...

  • everydayissunny ( 250242 ) http://webkamerton.ru/2016/10/zapadniki-liberaly-silno-voznenavideli-novogo-ministra-obrazovaniya/ Наши возвращаются

  • Лев Левин ( 62616 ) Продуктовая корзина в российских селах оказалась дороже московской. Подробнее на РБК: http://www.rbc.ru/economics/18/10/2016/57f7ad4d9a7947881b11c192?utm_source=gismeteo&utm_medium=news&utm_campaign=gism_top8 А какая была лапша!

  • everydayissunny ( 250242 ) бессмысленные курсы повышения квалификации учителей - убрать кормушку бумажных бандитов из школ немедленно

  • everydayissunny ( 250242 ) Великая пила образовательного бабла - ФГОСы и коллекторы-администраторы, кормящиеся с них. Честный учитель никогда не пойдет на сделку с ФГОСом в процессе своей работы. Прикрыться от ретивых идиотов, ратующих за ФГОСы - не преступление, а военная хитрость. Достали уже эти пляжи.

  • Лев Левин ( 62616 ) Прелюбопытнейший документ https://ioe.hse.ru/data/2015/08/25/1086511004/%D0%A2%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%A1-%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80.pdf

  • Ринат Абсаттаров ( 519389 ) Эх, что тут уж и говорить, когда был еще колхоз(до 2003 года) подрабатывал летом на комбайне, хоть не наличными, а зерном или сахаром выдавали зарплату, настали времена, коллеги все которые выслужились, уезжают в Сибирь на вахту, кто-то таксует в райцентре, Смешно просто за 25 лет выслуги - 10 т. р. с копейками, а зарплата за ставку 14 т. р. со всеми надбавками.

  • Надежда Каленкова ( 104687 ) А тем временем учителя Татарстана будут 3 ноября сдавать ЕГЭ...Славный почин прошлогоднего опыта становится традицией. И увы, распространяется по всей стране,как одна из форм повышения квалификации педагогов.Какие чудесные,послушные и исполнительные наши учителя, однако...

  • Сергей Князев ( 5319 ) что сказать? действительно требований масса. относительно зарплат - здесь все просто. да зарплаты высокие есть. но зарплата педагога - это его нагрузка. в основном. чем больше часов, тем больше зарплата. но хочется не просто провести эти уроки, а научить, а еще хочется чтобы удовольствие от урока было и у тебя и у ученика. да, конечно, мне могут сказать - участвуйте в конкурсах, олимпиадах и так далее....повышайте квалификацию и тому подобное. но чтобы сделать все это нужно выполнить ряд условий и порой условий немыслимых при работе в обычной школе. среднюю зарплату, про которую так любят говорить чиновники, лучше бы выяснить на уровне 18 часов, т.е. ставки. и еще - посмотреть по категориям: квалификаций и стажа. а то пишут: средняя 30-40 тысяч. эти цифры идут всюду, и естественно родители возмущенны: они получают нормально, отвел уроки свободен, и еще чего-то хотят. да, мы хотим. а чего? нормальной зарплаты при нагрузке в ставку (тогда и молодые пойдут в школу, и педагоги не будут биться за часы), нормальных условий для повышения квалификации (а не тех что есть сейчас с их баллами), поменьше волокиты с документами (подумайте товарищи - на 60-80% работа педагога в наших школах - это отчеты и прочее, а не уроки). и конечно, желательно, чтобы курсы, которые проводятся для повышения квалификации и прочего не стоили таких денег. такое чувство, что мы повышаем все для себя. так что дорогие чиновники - подумайте, и хоть раз сделайте выбор не в пользу своего удобства (машин, кресел, тумбочек, ручек и прочего), а в пользу не только педагогов но и подрастающего поколения

  • everydayissunny ( 250242 ) Почему учителям некогда учить детей? статье 3 года уже, а воз и ныне таааам http://www.nnov.kp.ru/daily/26015/2938246/

  • Татьяна ( 19749 ) Только премии у нас не платят :(

  • Татьяна ( 19749 ) Согласна с каждым словом!

  • zavuchuser zavuchuser ( 353632 ) Очень жаль, что все эти строки видим, фактически, только мы - учителя... Я полностью согласна с автором! Работаю в школе третий год, хотя закончила педуниверситет еще в уже далеком 2003-м. Родители учителя, всю совместную с ними жизнь видела и слышала всю изнанку школы, и "закалка", наверное, у меня тоже та, старая. Но новое время, увы, все больше дает понять, что в современной жизни сложившееся отношение к учительскому труду - бомба замедленного действия. Кто-нибудь РЕАЛЬНО оценивал регламент работы учителя? Не время проведения уроков и подготовки к ним, а время проверки тетрадей, самостоятельных, контрольных, заполнение всех отчетов, двойное ведение журналов (бумажный и электронный) и много-много-много еще всяких внутренних особенностей. А если к этому прибавить классное руководство? Например, я в этом году почти с боем отстояла себе еще один "свободный" год: только 25 часов нагрузки (из которых 3 часа - индивидуальное обучение). Мне давали 5 класс (третий год подряд). У меня трое детей 7, 9 и 11 лет - мальчики. Я не знаю, что будет в следующем году... Хочется работать в школе, но со всех сторон давит сильно... Извините, что рассказ вышел сумбурный. Наболело...

  • Лев Левин ( 62616 ) Хватит врать себе. Вы пойдете на операцию к нейрохирургу, который на полставки работает грузчиком и поэтому у него дрожат руки? А если он на полставки подрабатывает нейрохирургом и у него от этого всё равно дрожат руки – Вам будет легче? А в самолёт сядете, если пилот летает на полторы ставки и у него хронический недосып? Вам комфортно ездить в автобусе, водила которого ещё таксует для выживания? Продолжать? А вот единственное дитя Вы спокойно отдаёте в школу, где ВСЕ подрабатывают на как минимум на пол-ставки и вынуждено имеют неустойчивую психику. Прошу не обижаться, я в той же лодке. Все эти доплаты – это приёмы потогонной системы известной очень давно, и основанной на жесточайшей эксплуатации. Рано Маркса сбросили со счетов.

  • zavuchuser758131 zavuchuser758131 ( 512277 ) Сегодня написала заявление об увольнении молодая учительница математики. Она пришла с горящими глазами в школу 1 сентября этого года. Получила 22 часа нагрузки и классное руководство в 5 классе. Сегодня, рыдая полтора часа в моем кабинете, сказала: " Работа в школе - это же ужас! Но я не знала, что настоящий ад - классное руководство! Я за 1200 рублей ежедневно трачу силы, нервы, здоровье и время на общение с родителями, коллегами, учителями! Я всем должна! У меня нет времени почитать, сходить в кино и просто отдохнуть! Я не помню дня за последние 1,5 месяца, чтобы в моей голове не возникало мысли - я не сделала, не сдала, не провела! Я не хочу так жить! Мне 22 года и я не хочу умереть на работе!" Я не нашла слов утешения.... а врать о светлом будущем не смогла...

  • zavuchuser776978 zavuchuser776978 ( 531107 ) Умница! Честно, смело, открыто!

  • Ольга Анянова ( 388408 ) Согласна с каждым словом. В нашей школе остались практически одни пенсионеры. Надолго нас не хватит. Что дальше?

  • zavuchuser776420 zavuchuser776420 ( 530549 ) Спасибо автору за разговор на бесконечную тему положения нашего .....Грустно,если не сказать,страшно ,да не за себя ,за детей и внуков....Только кажется мне ,что дальше разговоров никуда ничего не сдвинется. Беда всероссийская наша в том ,что мы привыкли терпеть,вот и будем терпеть...

Другие новости по теме

20 июня 2017 г. Новая утечка мозгов: Даже в Швейцарии университеты в четыре раза дешевле, чем в Москве

19 июня 2017 г. Счетная палата пожаловалась в Генпрокуратуру на нарушения в Минобрнауки

18 июня 2017 г. Школьный вопрос запутался в миллиардах

17 июня 2017 г. Вы предали учителей, люди!

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru