7 принципов финского образования

«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое».

Наталья Киреева живет в Хельсинки. Недавно она рассказала о системе и принципах местного образования и поделилась своим мнением, почему финское образование считается одним из лучших в мире. AdMe.ru удивлен его особенностями.

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании. 

7 принципов «средней» ступени финского образования:

1. Равенство

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

  1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
  2. Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Чему учимся?

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Автор: Наталья Киреева

Комментарии

Оставить комментарий
  • ( 264016 ) А как быть с финской ювенальной системой? Детей учат жаловаться на родителей, учителей. Конечно, учитель и слова поперёк не скажет, лишь бы дитятко было довольно!

  • ( 19059 ) Простите, а какие тесты на соответствие "самому высокому уровню в мире" проходили финские школьники? При этой, безусловно, спокойной системе можно вырастить прекрасного потребителя, чтобы дальше супермаркета и бюро обслуживания не заглядывал. Зачем, действительно, знать устройство домны??? Её можно в Интернете увидеть. Только вот вопрос, а что если Интернет исчезнет и электричество? Куда бежать с умением процент скидки считать?)))))

  • Вероника Павлова ( 378459 ) Статья понравилась. Такая образовательная система себя полностью оправдывает. Из опыта знаю, что в некоторых российских частных школах она внедрена. Даже есть помощники учителя. Работаю в системе дополнительного образования и со своими воспитанниками бываю в Финляндии. Учащиеся эту систему не критикуют.

  • Елена Ахмадуллина ( 60631 ) Мне также интересен тот факт, что у нас теперь нет даже воспитателя, а у них есть помощник учителя!?!?!?

  • Елена Ахмадуллина ( 60631 ) Зарплата не помешала бы никому, да ещё чтобы работать не на две ставки , а на ставку. Ведь у нас кричат на всех углах: " учителя получают как сталевары"....а то что один выходной, часов - две ставки, подготовка к урокам по вечерам плавно перетекающая в ночь....И ещё, а сколько детей в классе в финской школе?????? как у нас наверное - не менее 25 ,а там сколько влезет, если что стульчик подставить, чтобы трое за партой уселись...... Что бы равняться на финнов - надо сначала создать нормальные условия для обучения, а потом уже внедрять технологии и методы.....

  • Лев Левин ( 62616 ) Если из Финляндии вернуться в Россию, то выясняться куда более прозаичные вещи, чем десятикратное превышения зарплаты там. За прошлый год реальная зарплата у нас снизилась на 12% из-за инфляции и что-то не слышно о соответствующем её повышении. Профсоюзы и СМИ «онемели от удивления». Индексация в неполном размере предусмотрена только для пенсионеров. Причем, самое любопытное, ТОЛЬКО ДЛЯ НЕРАБОТАЮЩИХ! Лично я 62% пенсии плачу сам себе, как работающий пенсионер, что абсурдно само по себе. Т.е. пенсионный фонд с каждой моей пенсии имеет 8485 р. плюса. Каждый работающий пенсионер может посчитать собственный вклад в эту «пирамиду». А мы тут вдарились в высокие материи, «Есть ли жизнь в Финляндии» и прочую хрень.

  • everydayissunny ( 250242 ) хватит уже делить шкуру никогда не убитого медведя = зарплаты. Время лечит все, и скоро оно залечит все ваши проблемы - совсем). обыкновенный либерастский сайт поклоняющийся Дождю, Эху, Новой газете= грантоед

  • Василиса Перфильева ( 227037 ) Льву____Если токарь на том автозаводе работает на полторы ставки (60 часов в неделю), то не зарплату надо тому токарю поднимать, чтобы он мог семью кормить и восстанавливаться к следующей смене, а 1) директора расстрелять 2) ни в коем случае не покупать автомобили того завода. Опасно. А вот учителям и врачам работать на полторы две ставки - это не опасно, это нормально! У нас Президент майские Указы подписал, так как государство "социальное", или потому, что работать в школах и поликлиниках некому?

  • Лев Левин ( 62616 ) Качество любой продукции зависит от спроса, качества исходного материала, технологий и техники переработки, квалификации работников, выходного контроля. Вопрос: зарплату рабочим автозавода подняли в 2 раза, на сколько % поднимется качество автомобилей? Второй вопрос: половину ВУЗиков закроем – какой-нибудь «завод» остановиться? Может качество образования упадет? Только про «гуманизм» - не надо. Повышать зарплату учителям надо, только не надо надеться, что это приведёт к существенному подъёму качества образования. Решение такого масштаба проблемы может быть только комплексное, жёсткое, крайне не популярное и долгое. Это тот случай, когда для рождения ребёнка нужно 9 месяцев, а не 9 женщин. Людей, которые могут принять такие решения, на горизонте не видно.

  • Василиса Перфильева ( 227037 ) Последовательность действий: 1) обеспечить такой уровень зарплаты учителям, чтобы конкурс на место в пединституте на педагогические специальности был такой, как сегодня на управленцев или юристов. 2) обеспечить такой уровень зарплаты учителям, чтобы конкурс на 1 место учителя был как в Финляндии; 3) подождать лет 5; 4) подвести итоги фантастического роста уровня школьного образования. Утопия. Или антиутопия?

  • everydayissunny ( 250242 ) Итоги 2015 года: Новые образовательные объекты,лаборатории,профессиональные центры http://www.e-news.su/in-russia/92209-itogi-2015-goda-novye-obrazovatelnye-obektylaboratoriiprofessionalnye-centry.html

  • everydayissunny ( 250242 ) http://cont.ws/post/174276 вспомни

  • Лев Левин ( 62616 ) СССР. Мужик прилетает в Москву, садится в такси и говорит: "Вези меня в магазин "Принцип." Таксист: "Нет такого магазина!". "Как это нет! Леонид Ильич по телику всё время говорит "В принципе у нас всё есть!"

  • ( 16032 ) Вытру сопли умиления и пойду собирать "недоимки" за питание на конец 2015 года.

  • ( 152522 ) Я бы ещё добавил пункт. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс. Оставаться на второй год непозорно, особенно после 9 класса.

  • Лев Левин ( 62616 ) Два пункта я бы применил сразу: 1, Зарплата "до 5 000 евро— учитель-предметник". 2. "Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают". Наш же минорб будет перенимать всё что угодно, кроме этого. Посему - всё это пустые хлопоты.

  • everydayissunny ( 250242 ) все хорошо. что не хорошо - бесконечное противопоставление российским школам, где все поголовно ненавидят, кричат по ночам и не играют в компьютерные игры - режим, а что с него возьмешь. А вот где-то тепло круглый год и давайте подстраиваться под них - ходить в шортиках all the year round. Проблем в школе много всегда и будет еще больше, если европейский путь развития (продажно-товарного вида) будет и дальше проталкиваться подобными опусами.

Другие новости по теме

17 июля 2016 г. Двойная жизнь учителей: зачем родители следят за их социальными сетями

6 июля 2016 г. Содержание уроков физкультуры в школе модернизируют

6 июля 2016 г. Повышение зарплаты бюджетникам в 2016 году — стоит ли его ждать, или пора расстаться с надеждой?

21 июня 2016 г. Два законопроекта – две концепции образовательной политики

Наш форум - это встреча учителей и воспитателей, учёных, экспертов, руководителей образовательных учреждений, психологов и других специалистов для обмена практическим опытом, повышения профессиональной квалификации, неформального общения, установления международного сотрудничества между специалистами в области современного образования. Приехав на форум, вы познакомитесь с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья (Украины, Молдовы, Казахстана, Беларусь, США,Турции, Египта, Финляндии, Израиля и др.), а также с педагогами из различных регионов России.
Всероссийский педагогический практикум - это встреча практикующих учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений и других специалистов для обмена накопленным практическим опытом. Для совмещения работы и отдыха Всероссийский педагогический практикум проводится на берегу Черного моря в городе-курорте Сочи Программа проведения Всероссийского педагогического практикума построена так, чтобы каждый участник смог насладиться пляжным и познавательным отдыхом.

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами +7 (812) 923 68 19
  • Секретарь главного редактора + 7 (812) 923 56 77
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru