Престиж педагогической профессии в Дагестане восстанавливается

Московский Комсомолец
Престиж педагогической профессии в Дагестане восстанавливается

Ширали Алиев: про ЕГЭ, про уровень образования в республике, про престиж педагога и не только. Наше интервью с заместителем министра образования и науки Республики Дагестан Ширали Курбановичем Алиевым не было запланированной беседой.

Поводом для этого можно назвать то, что в республике завершилась процедура сдачи единой государственной аттестации, результаты обнародованы. Но поговорили мы с ним не только о ЕГЭ. В ходе беседы постарались затронуть все важные моменты образовательной деятельности республики. Читателям «МК в Дагестане» наверняка интересно узнать о том, как и чем «дышит» образовательная сфера Дагестана.

– Ширали Курбанович, до недавнего времени к проведению ЕГЭ практически все жители нашей республики, да и не только нашей, относились с большим пренебрежением. Для многих родителей эти дни превращались в сплошной кошмар: огромные очереди вокруг школы, беспорядочная суета людей, пытавшихся любым удобным способом помочь своему ребенку, представляли из себя шоу-программу. Но последние два года можно наблюдать совсем иную картину. Можно ли говорить, что в практике проведения ЕГЭ все же достигли цели?

– Да, естественно, до 2014 года у многих жителей наше республики оставались сомнения, что после стольких лет извращенного проведения ЕГЭ в Дагестане будет восстановлен порядок и он даст хорошие результаты. Отрадно сегодня заметить, что мы этого все же добились. Немалые усилия для этого были приложены и руководством нашего министерства, а также руководством федерального министерства и Рособрнадзора. Но я хочу акцентировать внимание, что в первую очередь это было достигнуто благодаря политической воли и умелому руководству главы республики Рамазана Гаджимурадовича. Сколько бы наше министерство ни призывало руководителей каждого муниципалитета, чтобы они с должным вниманием отнеслись к проведению ЕГЭ и установили строгий контроль на своих участках, ожидаемого эффекта это не приносило, у нас не было достаточных рычагов воздействия на них. Главой республики была поставлена жесткая задача перед каждым из них, и они были предупреждены, что понесут полную ответственность за проведение итоговой государственной аттестации. В результате наши совместные усилия дали хороший результат. В чем он заключается: в первую очередь это обеспечение не только качественного образовательного процесса, но и бесперебойного подключения электроэнергии в пунктах проведения ЕГЭ, ведь видеотрансляцию с пункта проведения экзамена должны были вести беспрерывно, чтобы тщательно проследить, как проходит процесс, и зафиксировать те или иные нарушения. Плюс это также обращения ко всем представителям прокуратуры и органов ФСБ и МВД, в совокупности все эти действия дали желаемый результат. Немаловажную роль здесь также сыграли и Российские союзы молодежи, которые выступили в роли федеральных общественных наблюдателей, за что мы им очень благодарны.

Это те меры, которые были приняты еще в 2014 году. В тесном сотрудничестве с вышеуказанными лицами они дали еще больший эффект, поскольку выработался большой опыт работы в этом направлении. В этом году мы провели итоговую государственную аттестацию без каких-либо нареканий, без эксцессов, не было даже той психологической нагрузки, которая имела место в прошлом году. Тогда многие родители жаловались: «Почему именно в Дагестане ужесточены правила проведения ЕГЭ?». В этом году они убедились, что такие меры уже несколько лет практикуются во всех субъектах России, а в Дагестане они впервые воочию убедились, как они работают, что, наоборот, они являются стимулом для проведения качественного образовательного процесса. Отрадно также отметить, что в 2015 году у нас не было ни одного обращения или возмущений на собраниях и встречах с родителями и педагогами, такие встречи были проведены в каждом муниципалитете республики. Люди уже убедились, что государственная итоговая аттестация в Республике Дагестан проводится объективно и честно.

– То есть можно утверждать, что проведение Единого государственного экзамена оправдало надежды?

– Порядок проведения ЕГЭ един для всех – как для жителей нашей республики, так и для России в целом. Да, до недавнего времени люди сильно возмущались, когда им приходилось сталкиваться с рядом проблем, когда приходилось нанимать репетитора для своих детей, за огромные деньги покупать готовые работы и т. д. Да, их можно понять. Но ситуация изменилась, мы смогли переломить практику проведения ЕГЭ. Когда люди видят, что сын, дочь высокопоставленного чиновника или министра, рядового сотрудника или из малообеспеченной семьи сдают экзамен в равных условиях, то, естественно, их мнение по поводу проведения ЕГЭ меняется. Ведь здесь очень много плюсов. Где была такая возможность детям малоимущих граждан поступать в ведущие вузы страны, да не только страны?.. Ведь достаточно одного документа, удостоверяющего знания, полученные ими в течение 11 лет, которые они проявили при сдаче итоговой государственной аттестации. Не в этом ли плюс? Есть другой момент. Выпускник может подавать документы сразу в несколько вузов. При этом ему не нужно выезжать за пределы республики, а достаточно отправлять по электронной почте результаты экзамена и через Интернет следить за отбором абитуриентов на конкурсной основе.

При этом практика проведения ЕГЭ с каждым годом реформируется, руководство Минобразования страны прислушивается к замечаниям граждан, так что все желающие могут принять участие в обсуждении вопросов, связанных с ЕГЭ. Преимущества и перспективы проведения ЕГЭ растут с каждым годом, и это большой успех.

– Ширали Курбанович, а уровню образования Дагестана какую вы дадите оценку?

– Давать оценку всей системе образования республики достаточно сложно. Есть много педагогов с высоким уровнем квалификации, которые хорошо знают свое дело, но есть достаточное количество учителей, от деятельности которых… не хотелось бы сказать вреда, но меньше эффекта, чем пользы. Понимаете, тут не очень легко дать однозначную оценку. Если скажу, что образовательная деятельность находится в большом упадке, будет не совсем верно, а если сказать, что находится на высоком взлете, то об этом тоже еще рано говорить. Я бы сказал, что мы находимся на пути реформ. Почему? Потому что в последние десятилетия наша образовательная система находилась в состоянии застоя, уровень педагогических кадров не повышался много лет, он оставался прежним, научный потенциал не давал результата практикующим педагогам, не было определенного взаимодействия между вузами и школами, между школами и дошкольными образовательными учреждениями. А без этого взаимодействия мы не сможем добиться качественного образования. Образовательный процесс непрерывен. А это взаимодействие должно быть не только в образовательных учреждениях.

– Сегодня крайне редко можно встретить школьника с книгой руках. Все поголовно увлеклись Интернетом, он заменил им все. Но многие ли черпают оттуда полезную информацию? Ваше мнение по этому поводу…

– Дети черпают из Интернета ту информацию, которую им, возможно, не додают педагоги в школе. Ту информацию, которая им необходима, они достают на электронных ресурсах, это вполне нормальное явление. Дело в том, что, как я уже говорил, уровень педагогических кадров оставляет желать лучшего. Мы планируем проводить такие курсы повышения квалификации, чтобы педагоги были новаторами в своей деятельности. Когда учитель способен на сто процентов дать исчерпывающий ответ своему ученику, будь то предметно, будь то в расширении кругозора ученика, тогда проблема будет решена. Поэтому столь критично относиться к тому, что обычную книгу детям заменили интернет-ресурсы, нельзя. Да, там есть свои плюсы и минусы, но таков современный мир. Я считаю, что у современных детей кругозор значительно более широкий. Раньше мы обладали большими… фактически знаниями по предметным направлениям, а тот кругозор, который есть у современных детей… выходить за рамки образовательных программ – это тоже надо поощрять. Наша задача – компенсировать им все эти знания дополнительно. Мы не додавали все это раньше, и эту проблему надо исправить.

– У многих учителей наболевший вопрос – низкая заработная плата. С приходом нового руководителя республики они надеются, что ситуация изменится, и остаются разочарованными. Почему сегодня труд педагога не оценен по достоинству?

– В соответствии с майскими указами президента заработная плата педагогического работника должна быть доведена до средней по экономике страны. В Республике Дагестан с этой задачей справились, проблем с этим нет. Но существует другая проблема, когда в любой муниципальной школе одна ставка делится на несколько человек. Чтобы поддержать пенсионера, учителя ему дают 0,25 ставки, чтобы не обидеть молодого сотрудника, ему начисляют 0,5 ставки, оставшиеся 0,25 дарят другому… Отсутствие кадровой политики на местах и четко разработанного штатного расписания создает такие проблемы.

– Такое понятие как «престиж педагога» долгое время было актуальным в Дагестане. Многие люди в постсоветский период гордились тем, что связали свою судьбу с педагогическо деятельностью. Сохранился ли он и в XXI веке, что, на ваш взгляд, изменилось?

– Я бы сказал, что это понятие восстанавливается. В селах педагог и поныне пользуется почетом. Но в определенное время, в лихие девяностые, когда появилась некая анархия во многих структурах, образовательная система была несколько ущемлена. Многие педагогические работники стыдились своей зарплаты, скрывали место работы, тогда в почете были всякие бизнесмены, крутые… Но сегодня тенденция такова, что многие молодые люди стремятся получить специальность, которая дает государственную гарантию, а профессия педагога дает весь набор социальных гарантий. Я прекрасно понимаю, что тот размер зарплаты педагога не позволяет ему удовлетворить все потребности, если судить по социальной корзине. Но я бы не сказал, что зарплата учителя ничтожно мала. Будем надеяться, что экономика страны будет еще развиваться и финансирование образовательной деятельности будет постепенно увеличиваться.

 

Ашахан Юсупов 

 
Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Ура! Ура! Сегодня лучше, чем вчера.

22 июля 2015, 01:00
Наталья

В соответствии с майскими указами президента заработная плата педагогического работника должна быть доведена до средней по экономике страны. В Республике Дагестан с этой задачей справились, проблем с этим нет. - See more at: http://www.zavuch.ru/news/news_main/614/#sthash.zyLkQP7O.dpuf. Я рада за вас.

22 июля 2015, 01:00
Лев

С одной стороны: "профессия педагога дает весь набор социальных гарантий." А с другой стороны: "размер зарплаты педагога не позволяет ему удовлетворить все потребности, если судить по социальной корзине". Если "профессия даёт", а "зарплата не даёт", то откуда компенсируется разница? Кто знает?

22 июля 2015, 01:00
Лайла

Согласна только стем, что в этом году и прошлом году ЕГЭ сдали честно, ну а в остальном не согласна с Алиевым, мизерная зарплата, убогие школы, острая нехватка учебников, пособий, ИКТ ит д., школы без ремонта.

22 июля 2015, 01:00
Пользователь

пффф. И смех, и грех. Кроме того, что ЕГЭ прошло более-менее честно (если не говорить о купленных заранее результатах экзаменов ), сказанное - вода. Повальные сокращения, мизерные зарплаты и т.д. Кажется, товарищ Алиев живет в совсем другой реальности.

22 июля 2015, 01:00