Какой учитель хороший? Почему система аттестации не отвечает на этот вопрос

Игорь Олин
Какой учитель хороший? Почему система аттестации не отвечает на этот вопрос

При соприкосновении с представителями любой профессии, в первую очередь, нас интересует квалификация специалиста. Звучит вопрос: «Какой учитель хороший?». И вроде бы существует процедура аттестации, которая определяет профессионализм педагога: тот с первой категорией, другой – с высшей, а третий просто прошёл экзамен на соответствие должности, но на практике устная молва учащихся и их родителей даёт учителю нередко гораздо более точную характеристику, чем заключение экспертов в аттестационном листе.

Почему так происходит? Главная причина видится в том, что существующая сейчас система аттестации педагогических работников формализована до предела. Решение выносится комиссией, которая человека в глаза не видала, а оценивает исключительно предоставленные им документы. 

В былые времена аттестующийся учитель выступал с обобщением опыта, проводил открытые уроки, приглашал на открытые мероприятия, отвечал на вопросы, аргументировал свою точку зрения в живом общении с коллегами. Он был виден как на ладони: насколько владеет детской аудиторией, теми или иными приёмами, методами, технологиями, насколько эрудирован и компетентен в преподаваемом предмете. А далее работал простой принцип: заработал уважение школьного коллектива – вторая категория, появился авторитет среди коллег города (района) – первая, достойно вышел на уровень региона – высшая. Субъективизм оценки нивелировался широким участием в ней педагогического сообщества. 

Ныне же учитель готовит портфолио – пухлый бумажный отчёт о неких профессиональных достижениях, оцениваемых в баллах. Установлены соответствующие пороги, количественными показателями определяющие степень квалификации учителя. Якобы удалось найти объективные измерители, позволяющие это сделать. Но на самом деле они не выдерживают никакой критики. Остановлюсь на некоторых примерах. 

Большое количество баллов аттестующимся даёт результативное участие в различных конкурсах как личное, так и учащихся, публикации в сборниках конференций и форумов. Вроде логично, что всероссийский уровень даёт баллов в 4 раза больше, чем школьный. Но дело в том, что в стране появилось бессчётное множество конкурсов, фестивалей и конференций, объявляющих себя всероссийскими и даже международными, где единственным условием для получения сертификата победителя или автора является организационный взнос. Заплатил 200 рублей, направил худо-бедно составленную методическую разработку или рисунки (сочинения) воспитанников и, глядишь, стал призёром какого-нибудь всероссийского конкурса, у истоков которого в реальности стоит некий предприимчивый делец из Васюков, успешно торгующий грамотами и дипломами. 

Рыночный подход в вопросах аттестации докатился и до курсов повышения квалификации, прохождение которых теперь обязательно каждые три года. Удостоверение об их успешном окончании можно получить, не выходя из дома. За энную сумму ушлые администраторы высылают сборник с лекциями и документ с печатью. Впрочем, многие наши педагоги не любят ездить на курсы не потому, что не хотят совершенствоваться, а потому что качество их зачастую очень низкое, и они оставляют исключительно впечатление напрасно потраченного времени. 

Наибольшее количество баллов приносят успеваемость и средняя отметка по предмету, которые соотносятся со среднеобластными показателями, а также доля обучающихся на «4» и «5». Если показатели педагога ниже, чем в среднем по области, то аттестации ему не видать. Сравнение со средней температурой по больнице набило оскомину, но здесь оно кстати. Ведь у нас традиционно есть школы и классы, работающие в основном с детьми с высокой познавательной мотивацией, со способными учениками. Например, само собой отбор происходит при формировании классов с углубленным изучением. И есть классы, где наличествуют дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью (благо новый закон об образовании позволяет родителям направить таких чад в общеобразовательные школы). Результаты диагностики, которая бы замеряла уровень обучаемости, начальный и последующий уровни обученности учащихся, не запрашиваются, так как они превратили бы объём материала для комиссий в неподъёмный, и «оцифровать» их крайне сложно.

Пагубные последствия данного подхода не заставили себя ждать. Во-первых, учителя крайне неохотно идут работать в «слабые» классы. Ставят туда обычно новичков и пенсионеров. Нет отдачи в моральном плане, теряется перспектива получения категории, а, значит, будет меньше зарплата. Ни разу ни на одних курсах не приходилось мне видеть демонстрацию педагогического мастерства в подобных классах, мастера давно предпочитают талантливых и одарённых. Во-вторых, всегда присутствует соблазн поставить отметки повыше - проблем меньше будет. Средний показатель успеваемости по области, как правило, 99,5%, по ряду предметов – 100%. Единственной двойкой учитель может перечеркнуть мечту о категории, а потому из класса в класс, не мытьём, так катаньем, переходят даже умственно отсталые дети и те, кто на занятиях практически не появлялся. 

Дополнительные баллы можно получить, например, за наличие профессионального блога или сайта, участие в работе жюри, ведение электронного журнала, за поощрения по профсоюзной линии и т.п. Наверное, всё это важно, но разве по таким критериям наша взрослая память оставила образы лучших учителей? Мы помним наставников, с кем могли поговорить по душам, кто понял, поддержал, выручил в трудный момент, кто помог наставить на путь истины, пробуждал в нас мысль, искорки творчества, благородные порывы. Помним турпоходы, экскурсионные поездки, проникновенные беседы, тепло отношений, добрый юмор… Но всё богатство школьных взаимоотношений сведено современной системой аттестации к вороху бумажек и математическим подсчётам. Чиновникам от образования она удобна, так как позволяет оперировать цифрами, процентами, рейтингами. Но живого человека, учитель он или ученик, в ней нет. Нет там человека с его душевными переживаниями, внутренним миром, личностным развитием. Потому ответа на вопрос «Какой учитель хороший?» дать она никогда не сможет.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Сам смысл аттестации потерян. Зачем она? Что дает учителю? Повышение зарплаты? А за счет чего? При т.н. подушевом финансировании увеличение зарплаты одного учителя идет только за счет уменьшения зарплаты коллег. Да и самому противно умолять: "Посмотрите, кормильцы, какой я хороший!"

21 марта 2015, 01:00
Лев

Из 4 комментов, 3 от Гюльчатай. Да, "непуганые идиоты" мигрируют в пуганые.

21 марта 2015, 01:00
Лев

Да, было время, когда на сайте всё работало, и дискуссии, и плюсо-минусы и редактирование комментов и пр. Не всегда новое лучше старого.

21 марта 2015, 01:00
Пользователь

А я — за современную аттестацию. При многочисленных минусах есть и плюсы. Сейчас может аттестоваться любой учитель. И неважно, нравлюсь я какой- либо чиновнице Марь Ивановне или нет. У меня нет страха, боязни "неправильно" проведённого урока. Передо мной критерии — следуй чётко и тебе присвоят категорию. Причём результат прогнозируемый, можно провести свой собственный аудит. Но проблем, конечно много. И главная проблема — аттестация учителя, работающего в "слабых" классах. До краевого уровня там действительно не дотянуть. И в конкурсах такие дети успехов не добиваются. Поэтому нужное количество баллов на высшую категорию не набрать. Как с этим быть никто ответа не даёт. Со всем остальным можно справиться, приложив немалые усилия.

21 марта 2015, 01:00
Пользователь

???глава думского комитета по социальной политике Ольга Баталина: по итогам 2014 года правительство проиндексировало пособия и зарплаты на 11,4% — сообразно реальной инфляции,
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2691944?isSearch=True ???

21 марта 2015, 01:00
Пользователь

льву. 2 от каб 43, но почему то нет подписи. все претензии к сайту.

21 марта 2015, 01:00
Татьяна

Многие учителя у нас в школе решили вообще не аттестоваться. Зачем собирать этот ворох бумаг? Все ровно если выделено вшколе на зарплатный фонд 1 млн. руб. он и будет один млн. За счет кого то другого повысят тебе зарплату. А в итоге когда будут распределять премии (напрмер) Скажут, а Иванова зачем тебе премия больше, надо чтобы у Вас с Петровой зарплата была хотя бы примерно одинаковой. Вот так как то.

21 марта 2015, 01:00
Лев

Проза жизни:"В 2014 году показатель укомплектованности врачами медицинских организаций Краснодарского края снизился до 61,3%, а кадрами средних медицинских работников — до 65,9%. По состоянию на 1 января 2015 года в Краснодарском крае не хватает более 10 тысяч врачей, среднего медицинского персонала — более 18 тысяч работников, сообщается на сайте Законодательного собрания Краснодарского края со ссылкой на аппарат фракции партии «Единая Россия». Показатель укомплектованности средним медицинским персоналом ниже среднекраевого сложился в 8 городах и районах края, в том числе в Геленджике — 56,9%, Сочи — 59,4%, Анапе — 61,3%, Кореновском районе — 62,4%, Краснодаре — 63,1%, Туапсинском районе -63,2%. Наибольший кадровый дефицит в отрасли здравоохранения сложился по специальностям: врач-терапевт, врач-педиатр, анестезиолог-реаниматолог и врач-неонатолог." Без комментариев.

21 марта 2015, 01:00
Лариса

С этим ворохом бумаг - некогда работать с детьми. Современного учителя поставили в ситуацию, когда результаты "интернет-мира" важнее твоей профессиональной подготовки. Сколько в моей жизни примеров рядом, когда коллега, не скрывая сарказма, говорит :"Ой, да сейчас закажу сертификаты, заплачу N-ую сумму, и в всё - аттестация пройдена!" Противно - всё перевели в деньги, цифры. А приходят родители в школу и спрашивают: "А какой учитель хороший?" Они не интересуются сертификатами, они спрашивают о знаниях, которые учитель дает своим детям, как учитель работает с детьми, строит отношения. Ещё могут спросить о педагогическом опыте. Современная система аттестации имеет и свои плюсы, но их пока не много. Систему надо дорабатывать.
или сразу знают,

21 марта 2015, 01:00
Наталья

Видно, что автор статьи хорошо владеет ситуацией, сложившейся в наших школах. Я учитель 29-летним стажем. Помню времена, когда учитель, кроме классного журнала, никаких бумаг не заполнял. А у секретаря школы была одна общая тетрадь для телефонограмм. Выпускники были не глупее сегодняшних. Вот тогда были с ребятами разговоры по душам, поддержка в трудную минуту, интересные внеклассные мероприятия, турпоходы, игра "Зарница", экскурсионные поездки по городам СССР, песни у костра, дни Здоровья... Сейчас этого ничего нет! Некогда современному учителю! Я иду на урок и думаю не о том , как я проведу урок, что скажу ребёнку, увижу ли я его душу, поговорю с ним... Я думаю о том, какую бумагу я ещё не сдала, не получу ли за это нагоняй. SOS!!! Разгрузите учителя от бумаг, чтобы он мог заниматься своими прямыми обязанностями: учить и воспитывать, а не считать, отчитываться и составлять отчёты.(Вот такой получился каламбур). Кажется, что чиновники в кабинетах ,делая вид, что работают, выдумывают всё больше бумаг для отчётности учителям. Задушили бумагами! SOS!!! Дайте работать учителю с детьми!!!

21 марта 2015, 01:00
Пользователь

Послушайте... но настоящая, ценная, результативная работа - ежедневная, а не показательная... увлеклись! "Получать высокие доплаты за высшую категорию хотят все, а хоть что-то сделать для этого..." Доплата высокая за работу с детьми должна быть. За добросовестную. Именно за это. За суть профессии, профессионализм и честную работу.

21 марта 2015, 01:00
Пользователь

Позвольте не согласиться! В Краснодарском крае________________глава Рособрнадзора просил сообщать о случаях, когда зарплата учителей (и категория?) зависит от результатов ЕГЭ

21 марта 2015, 01:00
Пользователь

Ни у одной профессии нет столько проверок, аттестаций, курсов и т.д., как у учителей. Зачем столько проверять именно учителей, а как же другие профессии. Все эти проверки только прибавляют нервотрёпки, которой у учителей итак каждый день хватает.

21 марта 2015, 01:00
Пользователь

Льву. Для учителей усиленно проводится кастрация.

21 марта 2015, 01:00
Лев

«Конечно, солдат должен быть сыт, здоров, удобно и хорошо одет, снабжен всей амуницией и превосходным оружием, но главное – надо солдата воспитать и обучить.» Но у российского народа три традиционные забавы: ломиться в открытую дверь, наступать на грабли и изобретать лисапед. Кстати, вопрос на сообразительность: какой из вышеперечисленных критериев для нашего учителя выполнен? А мы всё аттестация, люстрация и т.д.

21 марта 2015, 01:00
Татьяна

Позвольте не согласиться! В Краснодарском крае учителя тоже собирают портфолио, но при этом выступают с обобщением опыта, с открытыми уроками, мастер-классами (на высшую категорию котируется уровень выше зонального). За участие в интернет-конференциях и электронных сборниках даже международного уровня даётся минимум баллов, зато за настоящие публикации в краевых и всероссийских журналах по 15-25 баллов за каждую ( цена публикации 150-200 руб за страницу), ежегодно в крае организуют и проводят не менее пяти конференций, где можно выступить и с уроком, и с обобщением опыта, и с мастер-классом, и опубликоваться на краевом уровне - БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ ПЕДАГОГА!!!!! За количество четвёрок и пятёрок баллы уже давно не дают. Дают за высокие средние баллы по результатам краевых диагностических работ (они проводятся почти по всем предметам в 3-11 классах), по результатам ЕГЭ и ОГЭ. Хорошие баллы можно получить за подготовку победителей и призёров Всероссийской олимпиады (любого уровня), конкурсов и конференций учащихся, проводимых ежегодно по приказам Министерства (краевого, российского). В крае проводятся конкурсы на лучшую разработку урока, программу курсов по выбору и т.п. И опять всё упирается в ЖЕЛАНИЕ ПЕДАГОГА!!! Получать высокие доплаты за высшую категорию хотят все, а хоть что-то сделать для этого -.........

21 марта 2015, 01:00
Галина

Я учитель математики в открытой (вечерней) школе. Так же как и мой коллеги в дневных школах прохожу аттестацию, но контингент учащихся, с которым мне приходится работать, имеет крайне низкие знания по предмету и, кстати, приходят в вечернюю школу только потому, что не способны сдать ГИА (ОГЭ, ЕГЭ). Мне приходится крайне сложно - ликвидировать пробелы в ЗУН и подготовить учеников к аттестации. Сейчас я имею первую категорию, но только я знаю, какой ценой удается выучить математике немотивированных, дидактически запущенных учащихся. Неужели такие учителя как я не достойны иметь категории, ведь наши ученики знаниями не блещут?!

21 марта 2015, 01:00