Кризис первоклассника

Правда севера
Кризис первоклассника

Что произошло с вашим сыном-первоклассником? Еще вчера с удовольствием выводил в прописях буквы, хвастался перед друзьями новеньким ранцем, летел в школу как на крыльях, а сегодня энтузиазм явно поубавился...

— Это совершенно нормальная ситуация, – говорит психолог Архангельского кризисного центра «Надежда» Ольга Бобрецова. – Просто в жизни вашего малыша наступил сложный и серьезный период. В психологии даже есть такой термин – «кризис первоклассника». У ребенка происходит изменение рода деятельности. То есть, если дошкольник больше играет, бегает, шалит – ведет такой активный образ жизни, то школьник – у него уже другая роль. Ему надо 35–45 минут сидеть спокойно на одном месте и при этом еще и слушать учителя.

Если в садике быстро сменяются занятия – песни попели, почитали, погуляли. То в школе – «свобода» лишь несколько минут на перемене. Меняется образ жизни, меняется психологическая составляющая личности. Происходит ломка прежнего образа жизни и становление нового. И ребенку требуется время, по крайней мере физиологическая адаптация продлится минимум 21 день.

– То есть надо просто набраться терпения?

— Да. И самое – главное оказать семейную поддержку. Ребенок должен понимать, что, несмотря на то, что он стал первоклассником и статус его поменялся: «ты больше не малыш», – родители любят его по-прежнему. Причем любым. Поэтому не стоит проявлять явное недовольство: «Ты что, не знаешь, как себя надо в школе вести?» Он знает, просто не всегда может справиться с собой «новым». Лучше сказать: «Я понимаю, что тебе тяжело перестроиться, но давай договоримся – ты будешь стараться. В школе другие правила. Но я уверена – у тебя получится».

– А может, слова еще и поощрениями подкрепить?

— Поощрения, безусловно, важны. Но не походы в кафе и увеселительные центры. А элементарные удовольствия – вместе книжку почитать, блинов напечь. Изменил поведение? Организуйте маленький семейный праздник со словами: «Мы гордимся тобой».

– Часто можно услышать от родителей, что они даже первоклассникам назначают «стипендию». А это вообще педагогично давать детям деньги за хорошие отметки?

— Материальная выгода – не тот мотив, ради которого ребенок должен учиться. Ребенок учится не ради оценок, не ради материальных поощрений, а ради знаний. И, чтобы в его головушке не произошла подмена понятий, лучше не измерять успехи деньгами. В начальной школе ребенок учится учиться. Особенно в первом классе. Это вообще самый важный год, когда можно отбить желание к учебе, а можно развить. Сам решил задачку? Молодец! Ведь в жизни тоже бывают трудные задачи. А ты сегодня сделал первый шаг к их решению.

– С поощрением понятно. А с наказанием как быть?

— С ребенком надо разговаривать. Не кричать, а именно разговаривать. И никакого физического насилия. Ваш малыш взрослеет, в семь лет у него уже формируется критическое мышление. И когда мы учим детей, что драться плохо, а сами при этом можем шлепнуть за двойку, то он понимает – родители занимают двойственную позицию. И ваш авторитет как родителя, который учит одному, а делает – по-другому, может пошатнуться.

– Какие еще ошибки совершают родители?

— Ребенок приходит из школы домой. Интересуйтесь его успехами искренне. Причем вопросы надо задавать так, чтобы он захотел ответить: «Что нового ты узнал сегодня? Сколько раз улыбнулся в школе? По какому поводу? Из-за чего ты сегодня расстроился?» Откажитесь от завышенных ожиданий, мол, я в твои годы! Вы – это вы. А ваш ребенок – совершено другая планета. И не обязательно, что он будет в точности повторять ваши успехи или неудачи. Откажитесь от сравнений с другими детьми: «Посмотри, как хорошо учатся Таня или Петя». Это бесполезно – желание учиться пропадет и понизится самооценка. Первый класс – это еще и замечательное время для формирования самостоятельности. Начните с малого – приучите самостоятельно собирать рюкзак с вечера. Но важно, чтобы не вы положили туда пенал, тетрадку, а сам ребенок. Забыл? Ну что же, придет в школу без пенала – расстроится. Дома обязательно поговорите: «Я тебе сочувствую. Но что ты сделал для того, чтобы пенал оказался в рюкзаке?»

– В свете самостоятельности. Помогать ли ребенку с уроками?

— Конечно, хорошо, если сын, дочка все школьные задания выполняют с легкостью сами. Но, если ребенок обращается за помощью, не стоит отмахиваться: «Ты уже первоклассник. Должен все знать сам». Испытывать затруднение при обучении – нормально. Спросите, что именно непонятно. Иногда достаточно проговорить условие задачи вместе. И даже если в школе не задают домашнее задание, повторение – мать учения. Попросите показать вам школьную тетрадку. Расспросите, как делали задание на уроке. Предложите ребенку побыть в роли учителя и объяснить вам задание. Игровая форма – хороший способ не просто закрепить знания, но и повысить желание учиться. Если при выполнении домашнего задания у вас возникли разногласия. Например, сын говорит, что учитель объясняла эту задачку вот так, а вы считаете, что решается по-другому, не подрывайте авторитет учителя. Не стоит объявлять: «Мало ли, что там учительница напридумывала! Я знаю, как надо!» Лучше подойти в школу и все выяснить, чем разрушать связь «учитель – ученик». Если учитель перестанет быть для ребенка авторитетом, то и знания в школе будут усваиваться хуже. И постепенно ребенок вообще перестанет прислушиваться к учителю.

– Когда можно первоклассника отпускать в школу одного? И можно ли вообще?

— Здесь все индивидуально. Любой кризисный период в жизни ребенка связан с формированием новых обязанностей. И родителю надо честно ответить самому себе на вопрос: «Я боюсь за ребенка или за свое собственное мироощущение?» Чаще всего ребенок может справиться с новой обязанностью. И первоклассник тоже может сам ходить в школу. Но научить его безопасности – задача папы с мамой. Для начала необходимо, конечно же, проделать путь «дом–школа» вместе. Потом предложить ребенку, чтобы он шел впереди, а вы – метрах в пяти от него. Посыл такой: «Я буду рядом. Ты можешь на меня рассчитывать». Важно дать ребенку чувство безопасности и уверенности в своих действиях. Если ребенок не готов ходить в школу один, не форсируйте события. Постепенно он научится проявлять самостоятельность. Просто помните, что ответственность не может быть ничьей. Один не дал – другой не взял. Если мы своему ребенку не будем передавать дозированно эту ответственность, то откуда он ее возьмет?

Наталья ПАРАХНЕВИЧ.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.