Предлагаю увеличить срок обучения в школе до 20 лет

Газета.ру
Предлагаю увеличить срок обучения в школе до 20 лет

Как подготовить старшеклассников к осознанному выбору профессии

У меня двое детей. Младшей 12. Старшему 15. Занимаюсь их воспитанием практически все время. После того, как старшему исполнилось 9, перестала ходить на работу: больше нет такой необходимости. Дети развиваются полноценно, и физически, и умственно, и духовно. Но даже несмотря на это я понимаю, что в 17-18 лет им предстоит сделать то, к чему они на самом деле еще не готовы — выбрать профессию.

И это я о моих умниках, которые и на кружки свои любимые ходят, и читать научились в пять лет, и музыкой занимаются с шести лет, и на спортивные секции ходят с удовольствием, то есть развиваются всесторонне и не по принуждению, а именно потому, что им хочется этим заниматься. А что говорить о других детях, у которых все не так радужно? Которые, например, ходят только в самую заурядную школу и при этом учатся там кое-как. Или которые ходят туда, куда хочется их эгоистичным родителям, решившим, что их дочь непременно должна быть балериной, а сын шахматистом. Вы поймите правильно, я не покрасоваться хочу: ах какие у меня дети. Я только вижу, что человек в 17-18 лет еще не готов сделать сознательный выбор в 90% процентах случаев.

Да, есть гении, как тот же Моцарт, которые с 2 лет живут в музыке. Есть талантища, которые начинают раскрываться рано и уже к 15 лет точно знают, чего они хотят. Но большинство-то этого не знает.

Я помню себя. У меня тоже были кружки и секции. Спасибо маме за то, что они были, и за то, что она не водила меня туда из-под палки, а всегда прислушивалась к моим желаниям. Но в 17 лет я была совершенно не готова к выбору. Пошла на филологический. И чего я там забыла? Ну и что, что у меня был хороший русский, сочинения и нравилась всегда литература. Чуть, кстати, в итоге не отбила себе любовь к ней. Поняла, что это не мое, только на третьем курсе. Благополучно сбежала, но опять же куда — на экономический факультет. Тогда он казался вершиной человеческих достижений. Сверстники с эконома изучали мир во всем его многообразии: и с гуманитарной точки зрения, и с математической. Но сейчас я понимаю, что с таким же успехом можно было бы и на философском поучиться, и на юридическом, и на медицинском даже.

В итоге, если не выпендриваться и не строить из себя успешную и состоявшуюся, могу сказать: дела всей своей жизни, профессии, которая бы не только приносила пользу другим, но и огромное удовольствие мне, я так и не нашла. И мне кажется, это именно из-за первого разочарования. После него и выбор второго был так себе. Ну если не для души, так хоть для материальной пользы.

К чему все это? Вот сейчас очень много реформ в образовании. Вузы неэффективные, зарплаты преподавателям еще неэффективнее, ЕГЭ этот пресловутый. А не заняться ли нашим чиновникам действительно важным делом — увеличить сроки обучения в школе лет до 20?

Программу растянуть не трудно будет. Там в 9-11 классах столько пытаются впихнуть, что и до 23 можно продлить и школьники, которые реально учатся, только вздохнут посвободнее. И призыв, кстати, тоже сам собой перенесется на более вменяемый возраст. 18-летним точно в армии делать нечего.

Да, в некоторых школах и при некоторых центрах образования есть такая штука, как психологический тест, выявляющий способности к той или иной сфере. Но он ведь только констатирует факт, делает снимок ситуации по состоянию на данный возраст 15-17 лет. А в 18, например, все может измениться. Но все, поезд ушел. Очень мало кто перестанет учиться в Бауманке, например, если туда уже поступил. Ну разве что отчислят.

Но отчисляют-то тех, кто вообще не тянет или не хочет тянуть. А большинство плывут по течению, а когда доплывают, понимают, что они вообще хотели летать.

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.