Ставка за урок. В Москве учителя получают в среднем 56 тысяч рублей, а в Орловской области - всего 14 тысяч

Российская газета
С 2011 года по заказу министерства образования и науки проводится электронный мониторинг ежемесячной динамики зарплат школьных учителей. 

Поставлена задача: довести зарплату каждого педагога до средней по экономике того региона, где трудится учитель. И это - как минимум. 

Такая цель появилась вместе с началом проекта по модернизации региональных систем образования. Федеральный центр начал выделять регионам средства на ремонт и оснащение школ. Регионы в свою очередь обязались перенаправить эту "ремонтную" статью своих бюджетов на повышение дохода учителей. Такое вот компромиссное решение. Но учителя опасаются, что с окончанием программы по субсидированию зарплаты, которые и правда потихоньку становятся больше, вновь "сдуются" - ведь регионам придется опять самостоятельно оплачивать ремонт учебных заведений. 

Однако на недавней встрече с жителями Новгородской области президент Владимир Путин заверил: зарплата российских учителей останется привязанной к средней зарплате по региону и после завершения программы модернизации. "Раз они ее уже повысили, то понижать не должны", - подчеркнул президент, имея в виду региональные власти. И добавил, что если субъекты будут снижать зарплату учителям, то с ними будет отдельный разговор. 

Кроме того, соотношение учительского дохода и средней зарплаты по региону закреплено в проекте нового закона "Об образовании в РФ", который в начале августа уже внесен в Госдуму и будет рассмотрен в начале осенней сессии, возможно уже в октябре. 

А пока, судя по мониторингу, зарплаты все же растут. В каждом регионе - по-разному. Иногда несравнимо: нельзя сравнивать 52 тысячи на Ямале с 14 тысячами рублей, которые получает учитель в Орловской области. Слишком разные "исходные данные". 

На портале мониторинга www.kpmo.ru можно отследить их изменение и соотношение со средним доходом по региону начиная с сентября 2011 года. Там же отслеживается и учительская ставка, за которую начисляется доход. И, как ни печально, в большинстве случаев - это не одна, а полторы, иногда две ставки. Выходит, чтобы получить на 1,5 тысячи рублей больше (в некоторых регионах рост зарплат с сентября 2011 года по июль 2012 именно такой), нужно почти вдвое увеличить объем работы. 

По словам победителя конкурса "Учитель года-2011", биолога из села Баловнево Липецкой области Алексея Овчинникова, большинство регионов уже довели или почти довели зарплату учителей до средней по экономике. Например, в его родной Липецкой области средняя зарплата по экономике почти 19 тысяч рублей, доход учителя - около 18. Вроде бы сопоставимо. 

- Но зачастую это достигается путем увеличения нагрузки учителей до 1,5-2 ставок, что, конечно же, вовсе не ведет к повышению качества их работы, - говорит учитель. - Так, например, моя ставка учителя высшей категории - 8,275 рубля. Нетрудно подсчитать: чтобы достичь среднего уровня по экономике, мне нужно увеличить нагрузку более чем в 2 раза. Что, собственно, и произошло. Теперь у меня 6 уроков в день, то есть 36 часов в неделю, а еще 36 часов, по-хорошему, уйдет на подготовку к занятиям. 

Есть, конечно, и другой вариант - доплачивать педагогам из стимулирующего фонда заработной платы, но этот вариант если и возможен, то только в крупных городских школах. В сельской местности с этим куда сложнее: низкая наполняемость классов не позволяет производить доплаты из стимулирующего фонда, потому что этого фонда просто может не быть. 

Кстати, вместе с законом об образовании в России будет принята и госпрограмма "Развитие образования", рассчитанная на 2013-2020 годы. Уже сейчас можно сказать, что цели она ставит грандиозные, в том числе и в части финансового обеспечения учителей. Так, например, планируется, что зарплата преподавателей составит 200% от средней по экономике, тысяча учителей ежегодно будут получать премии по 200 000 рублей, а молодым учителям дадут льготные ипотечные кредиты. 

Мнение

Олег Смолин, первый зампред Комитета Госдумы по образованию: 

- Прекрасно, что зарплату педагогов приравнивают к средней по региону, еще недавно она была меньше двух третей от средней по стране. Но обращаю внимание: мы приравниваем высококвалифицированный педагогический труд, как правило, на полторы ставки, к самому среднему по региону. Приравнивать к среднему показателю нужно не зарплату, а ставки. 

Любовь Духанина, член Общественной палаты, директор образовательного центра "Наследник": 

- Все педагогическое сообщество поддерживает закрепление в законопроекте "Об образовании в РФ" уровня оплаты труда за ставку не ниже среднего по экономике региона. До 2004 года похожие нормы существовали и в действующем законе об образовании, но из-за различных финансовых неурядиц их действие ежегодно приостанавливалось. Предлагаю не наступать на грабли дважды. При расчете средней зарплаты педагога целесообразно учитывать именно средний заработок педагога за ставку, а не идти путем увеличения оплаты за счет дополнительных часов работы. Этот путь точно приведет к снижению качества педагогического труда. 

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ: 

- Мы должны выйти на такой уровень зарплаты педагога и преподавателя вуза, чтобы ему не было необходимости от чего-то отлынивать, отказывать в дополнительных консультациях школьникам. Нужно сделать так, чтобы зарплата не только выросла ощутимо, но и изменила мораль людей. В связи с этим нельзя забывать о коррупции в образовании. Есть очень простой механизм борьбы с этим недугом: нужна прозрачность, значимость репутации в профсообществе, но в основе - переход к эффективному контракту с преподавателем. Человек, которого не будут, так скажем, экономическим путем толкать на поиски дополнительного заработка, готов работать честно и гораздо более устойчив к коррупции, чем тот, кому платят 50% от средней зарплаты на рынке.



Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.