Не мерьте учителя по «Физруку»: Маргарита Карпова – о статусе педагога

www.biwork.ru

Учителя были у каждого из нас и, конечно, во многом определили то, кем мы стали. Но сами педагоги признаются: статус их профессии за последние годы снизился.

Дело не только в зарплате – дело в отношении общества, власти. К примеру, редкий праздник военных или полиции проходит вне стен Кремля, а праздник учителей на большой сцене отмечали лишь единожды. И таких пунктов, из которых складывается общая картина, набирается немало. О том, почему это произошло и как переломить ситуацию, говорим с Маргаритой Карповой, председателем профкома работников образования. 

– Маргарита Борисовна, предлагаю сравнить учителя советского и учителя российского. Та позиция – непререкаемого авторитета сохранилась у современных учеников?

 

– Она меняется. Не может быть одинаковой позиции, потому что слишком много времени прошло, слишком много изменений произошло в стране и в обществе. Поэтому, однозначно, статус учителя меняется. На мой взгляд, в советское время он был гораздо выше. Почему выше? В стране была целая идеология воспитания подрастающего поколения и поддержки учителя – это было всенародным делом. Со временем, когда страна стала меняться, все это ушло в прошлое. А жаль. Потому что сегодня отсутствует такая единая система. Да, многое делается, но цельности нет пока. 

Два года назад наш молодежный совет при горкоме профсоюза выиграл грант в отделе по делам молодежи и сделал социальную рекламу: повесили баннеры «Спасибо, воспитатель!» и «Спасибо, учитель!». Это всем понравилось. Все отметили, что давно нужно было больше внимания уделять социальной рекламе, а не рекламе… кас­трюль.

 

– Вопрос заработной платы также важен?

 

– Конечно. Меня никто не переубедит: на престиж любой профессии влияет заработная плата. Несмотря ни на что – на наш патриотизм, на нашу увлеченность делом – в конечном итоге учитель работает и для своей семьи, для своих детей. И учителю, как и любому родителю, хочется, чтобы его дети были накормлены, обуты, одеты, и при этом хорошо. А для этого нужна заработная плата.

Если вспомнить 85-й год, я в школе зарабатывала от 160 до 200 рублей. В переводе на наши деньги это 40–50 тысяч рублей. А сейчас заработная плата не дотягивает и до 20 тысяч – и грустно, и смешно. В этом году на 1 сентября в Бийске было 88 вакантных мест учителей. Это и преподаватели в младших классах, и учителя математики, английского языка… Неудивительно, что выпускники педагогических вузов идти в школу не хотят.

 

– А как вообще формируется образ учителя?

 

– Не хочу обидеть СМИ, но они тоже свою роль сыграли. Вспомним советское кино. «Большая перемена», «Весна на Заречной улице», «Уроки французского»... Учитель – светлый человек, уважаемый, готовый прийти на помощь. А что сегодня? «Физрук»? Да и в других фильмах, в большинстве, это черствый, отстраненный человек, которого проблемы учеников не волнуют. А в новостях сколько негатива! Конечно, нам хочется, чтобы было больше положительных отзывов. У нас много хороших учителей, на них держится образование. А в интернет зайдешь, почитаешь, посмотришь – и складывается впечатление, что у нас в школах чудовища работают, а не учителя. Ну так же нельзя!

 

– Кстати, о сети. В последнее время в интернете выкладывают поток видео­роликов, на которых ученики публично унижают преподавателей, отнимают вещи, запирают их. Как бороться с такой вседозволенностью, агрессией?

 

– Дети живут в социальных сетях, хотим мы того или нет. И какой образ учителя там формируется, так они и будут его воспринимать. На мой взгляд, социальные сети должны контролироваться. И не просто контролироваться, а контролироваться государством. Я даже думаю, что для этого должна быть создана специальная служба. Все равно, даже если родители поставят на гаджеты – на компьютер, на телефон – какие-то программы-ограничители, ребенок общается с другими детьми, до него все равно дойдет информация, посыл из сети. А голова-то еще неокрепшая, ребенок поглощает все. И в этом возрасте заложить можно много того, чего закладывать не стоит.

 

– А такой непедагогический метод, как подзатыльник, работает?

 

– Честно говоря, не пробовала (смеется). Я 25 лет работала в школе, но подзатыльники никому не раздавала. А в семье – у кого-то это в системе, у кого-то ни в коем случае недопустимо. Но я уверена, проблемы-то это не решает. В первую очередь воспитание в семье идет на примере родителей. Дети – это наша копия.

 

 – Есть такая распространенная картинка: какой была школа тогда и сейчас. На первой – стоит понурый ученик, а родители смотрят на него волком за то, что тот принес двойку. А теперь за то же смотрят волком на учителя. Похоже на правду?

 

 – Я бы поспорила. У меня уже внуки подросли, я у них в классе бываю на родительских собраниях. Я бы не сказала, что родители волком смотрят на учителя. В большинстве своем они понимают, что то, что учитель заложит в их ребенка, они в итоге и получат. Я до сих пор уверена, что процентов 60 моих качеств во мне заложила моя учительница – Нина Федоровна Семёнова. Я от всей души благодарна этому человеку.

Да, родители были другие. Не было такого расслоения в обществе, не было такой разницы в социальном статусе каждой семьи – это, конечно, сказывается. Есть родители, которые доброжелательны, которые с пониманием относятся к труду учителя и поддерживают во всем. Но к сожалению, есть родители, которые уверены, что учитель – это уровень технического персонала. Такое редко, но встречается. И это особенно грустно. Пусть говорят, что задача школы сводится лишь к «оказанию образовательных услуг» – это не так. Школа, образование и воспитание – неотделимы. И этот настрой педагоги передают в коллективе из поколения в поколение.

Источник: www.biwork.ru

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Галина

В самом деле, - вопрос с дисциплиной на уроке иногда встает очень остро! Математика - предмет особый не только потому, что он ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ на ГИА (ЕГЭ, ОГЭ), но и в силу того, что некоторым категориям учащихся он кажется сухим, мало понятным. Отсюда желание уйти от трудностей посредством нарушения хода урока различными способами. И действительно невозможно привлечь к ответственности дерзкого, грубого, зарвавшегося в своей вседозволенности учащегося.

07 октября 2018, 08:21
Пользователь

Ага, со времён древнего Рима и Греции, а это 2 тысячи лет учитель- уважаемый человек и непререкаемый авторитет, а за последние 25 лет прям взяло и ВСЁ полностью "изменилось". Хватит "лапшу на уши" вешать. Авторитет учителя в российской школе государство свело ниже плинтуса. Детёночку не будет НИЧЕГО, даже если он обложит учителя матом. Про то, чтобы просто внимательно слушать Учителя на уроке, для большинства современных деточек, вообще речи не идёт. В США за то, что просто проявил неуважение к преподавателю, следует наказание, начиная с "detention" и заканчивая исключением. В РФ можно ВСЁ. Если во Франции ученик мешал на уроке учителю, учитель ИМЕЕТ право оставить такого нерадивого ученика после занятий на НЕСКОЛЬКО часов принудительных работ (к примеру, мыть аудиторию, или мести двор под присмотром сторожа). В РФ же дитяткам можно ВСЁ! В Испании за нарушения ученику назначают штрафные баллы, результатом которых становится отстранение от занятий, и неусвоение материала в итоге- целиком вина ученика, и как результат- плохие итоговые результаты. А штрафные баллы заработать легко. Даже нахождение в аудитории во время перемены считается в Испании нарушением, не говоря уже о дерзости учителю. Таких отстраняют от занятий на неделю! А в РФ дитяткам можно ВСЁ!!!!

07 октября 2018, 04:30
Пользователь

Подписываюсь: что учитель заложит в их ребенка, они в итоге и получат. Я до сих пор уверена, что процентов 60 моих качеств во мне заложила моя учительница. Только подлому государству это не нужно.

05 октября 2018, 15:46