Ольга Васильева: ”Мы должны вновь научить страну читать”

Министр просвещения встретилась с журналистами в “Комсомольской правде” и рассказала о том, по каким предметам она сама получала “двойки”, как будет меняться российская школа, зачем нужно ужесточать требования к усыновителям и почему клавиатура никогда не заменит письмо. Приводим самые интересные цитаты.

Пресс-конференция министра просвещения РФ в «Комсомольской правде».

Об участии родителей в образовании

“Важно, чтобы мы чувствовали пульс, нерв и отклики с той стороны - что волнует наших родителей. Потому что микроклимат школы, на мой взгляд, должен очень резко измениться, потому что школа должна стать домом, каким она когда-то была для всех. То есть не местом, где ты получаешь определенные навыки, а местом, в которое хочется идти, и ты его признаёшь, любишь, понимаешь… Какая бы там цифровая эпоха не наступала… Я как историк вам говорю: люди не меняются, меняются декорации. А человек остается тем, кем он был всегда. Он плачет, страдает, переживает – так было три тысячи лет назад и так будет спустя три тысячи лет”.

Получала ли министр просвещения двойки в школе и почему 5-балльная система оценок идеальна

ЦИФРЫ

729 детских садов в 82 регионах будет построено в рамках национального проекта. Расходы: 24,5 млрд. рублей из федерального бюджета ежегодно.

146 школ на 11,6 тысяч учеников построены за последние два года.

Из 2286 победителей олимпиад среди школьников 906 - воспитанники учебных заведений Москвы.

15 золотых медалей, 6 серебряных и 2 бронзовых завоевали российские школьники на международных олимпиадах по физике, химии, биологии, географии в 2018 году.

О лагерях

“Очевидно, что инфраструктура устарела и требует обновления. Что нам удалось сделать достаточно жестко? Ни одни коллеги не смогут участвовать в конкурсах по организации детского отдыха, если они не работали в этом направлении менее 3 лет”.

О приемных семьях

“Отбирать ребенка у родителей можно только в случае угрозы его жизни или здоровью. Нужно делать все возможное, чтобы дети оставались жить и взрослеть в своей кровной семье.

...Мы ужесточим подбор родителей, и здорово ужесточим. Мы выносим предложение о том, чтобы сократить допустимое число детей, которых может усыновить одна семья. Сейчас у нас там до восьми. Но это не семейный детский дом, это другая форма! ...И ужесточатся требования к психологическому обследованию людей, которые хотят стать приемными родителями”.

Министр просвещения пообщалась с журналистами в "Комсомольской правде" Фото: Иван МАКЕЕВ

 

О колледжах

“Примерно в 1,5 тыс. колледжах (это примерно 36% от общего числа) пройдут демонстрационные экзамены. Да, это сложная процедура, она требует определенных усилий, как подготовительных, так и самих участников экзамена, экспертов, которые оценивают мастерство выпускника. Тем не менее, это реальная возможность представить себя как специалиста в той или иной профессии… На сегодняшний день у нас 82 специальности, по которым эти демонстрационные экзамены могут уже проходить”.

О развитии личности

“Оказалось, что наши дети не очень хотят работать в команде. Не очень хотят радоваться успехам друга или соученика. Одна из целей национального проекта «Образование» - воспитание гармонично развитой личности на основе наших культурных традиций”.

Про функциональное чтение

“Мы первые по исследованиям PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study - Ред.). Это международные исследования по мониторингу читательской грамотности детей, которые заканчивают 4-й класс. В ходе исследования PIRLS 4-классники должны найти информацию, сформулировать выводы, уметь интерпретировать и обобщать информацию. ...Мы на первом месте, у нас 581 балл. Следом за нами идет Сингапур (576), Гонконг (569), Ирландия (567), Финляндия (566). Как правило, и Сингапур, и Гонконг, и Финляндия всегда ставятся в пример российской системе образования.

...В 86-м году мы были первыми по функциональному чтению в мире. ...Прошло 30 лет. Сейчас у нас, по одним оценкам, 36-е место, по другим – 34-е. (Имеются ввиду результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study. Это тестирование 15-летних школьников, которое включает вопросы по математике, чтению и естественно-научным дисциплинам - Ред.).

В 4-м классе мы читаем прекрасно, в 9-м классе мы не читаем уже никак. Это проблема не сегодняшнего дня, эта проблема была и в советской школе. ...У нас есть все основания вернуться к этому успеху и начать возрождать потерянные за 30 лет навыки. ...Мы должны вновь научить страну читать. В первую очередь, наших школьников”.

Ольга Васильева ответила на вопросы журналистов Фото: Иван МАКЕЕВ

Про изучение физиологии

“Нельзя ничего делать без опоры на науку. Поэтому в рамках проекта “Образование” у нас заложены большие возможности для научных исследований именно в области детской физиологии, нейрофизиологии, психологии”.

О клавиатуре и письме

“Я никогда не говорила и не скажу о том, что мы пытаемся заменить письмо клавиатурой. Кто-то написал когда-то, общественность родительская подхватила и начала очень живо обсуждать. Не заменит клавиатура письмо! Это дичь! Финляндия, которая пошла по этому пути, в прошлом году уже вновь вернулась, уже законодательно, к мелкой моторике, прекрасно понимая, что без мелкой моторики развитие малыша вряд ли возможно. Поэтому мифы творить не надо”.

О школьной форме

“Я не думаю, что единая школьная форма возможна и необходима сейчас. У нас каждая школа имеет [право вводить] свою форму. У нас практически не осталось школ, которые этой формы не имеют. ...Согласна, школьная форма не должна быть очень высокой по цене”.

О переходе на другую систему оценок

“Пятибалльная система существует у нас 75 лет. ...Она традиционна не только для нашей страны, но и для ряда европейских стран. Все, что мы имеем на сегодняшний день в рамках процентов, в рамках показателей ЕГЭ, оно очень легко переводится в ту самую пятибалльную систему, которая для нас очевидна. ...Вряд ли возможен и необходим переход от пятибалльной системы”.

Министр просвещения рассказала как будет меняться школа Фото: Иван МАКЕЕВ

ДИАЛОГ В СТУДИИ РАДИО “КП”

Ведущий:

- Какой у вас в школе был любимый предмет?

Ольга Васильева:

- История и литература.

- А нелюбимый?

- Физика.

- Вы хотя бы раз в жизни получали двойку или незачет?

- И не раз, много раз. По физике… В школе я получала двойки, а вот незачеты и плохие оценки в институте я не получала.

- Вы сами пробовали писать ЕГЭ?

- Да, конечно. По истории. С самого начала, как только он начал вводиться. Тогда мы с коллегами еще в стенах Российской академии наук этим делом пытались заниматься. Первые годы там были очень сложные задания. Потому что ответы были очень расплывчатые, можно было плюс туда, плюс-минус туда.

- Сколько баллов набрали?

- Не очень много. Потому что мы пытались найти правильные ответы, а ответов там было несколько, как выяснилось позже.

- У вас есть личные аккаунты в соцсетях?

- Нет.

- Какой у вас телефон? Смартфон или кнопочный?

- Смартфон.

- Что вас не устраивает в современной российской школе?

- Меня не устраивает климат школьный.

- Вы имеете в виду отношения?

- Конечно.

(О том, как надо менять микроклимат в школе, министр подробно говорила на встрече с журналистами - Ред.)

- Произошло разделение министерства образования и науки. Где прошла линия раздела? Что теперь с ЕГЭ? Получается, что ЕГЭ занимаетесь вы, но при этом отбираете людей, абитуриентов, и передаете их в другое ведомство. Как к этому относятся вузы, например?

- Для страны такое разделение естественно, я сама была всегда за то, чтобы в одном ведомстве не было таких глобальных направлений, как общее образование, СПО (среднее профобразование - Ред.), наука и высшее образование. У нас в советской истории, если вы помните, было министерство просвещения, которое занималось только школами. У нас было министерство высшего образования, оно занималось вузами с СПО. И у нас был комитет по науке и технике, который занимался наукой. Мы готовим наших детей для поступления в вуз. Естественно, что я об этом тоже постоянно говорю, что ЕГЭ это венец всего того, что мы, как принято говорить, проходили в школе. А вуз как следующая ступень образования. Вуз определяет баллы для поступления. Это вдумчивая история, и водораздела, о котором вы сказали, не произошло.

- В положении о министерстве просвещения, которое недавно было опубликовано, отсутствует что-либо о духовно-нравственном воспитании. Школа должна этим заниматься?

- Образование – это обучение и воспитание. ...Одно от другого нельзя, во-первых, оторвать, во-вторых, нельзя себе представить.

- В Израиле минпросвещения отменило домашние задания в школах. Может, и нам пора?

- Я думаю, что отменять задания не стоит. У нас в первом классе и так их нет – это родители прекрасно знают. А дальше обязательно должно быть домашнее задание. Как без него? Оно закрепляет все те знания, которые получены в классе. И потом, любое выполнение домашнего задания мобилизует. ...Единственное, что я соглашусь с родителями, которые обращаются ко мне и при встречах, и просто письменно, что перегруз [детей домашними заданиями] какой-то сумасшедший идет. ...Конечно, тут надо разбираться. ...Я не очень понимаю, как можно делать домашнее задание по нескольку часов. Опять же, возвращаемся к тому, с чего начали. Почему ребенок так долго делает домашнее задание? Да потому, что он не может прочитать, что там задано. Он не может пересказать параграф. Он, бедненький, сидит и пытается выучить его наизусть. Ведь опять же, мы ушли от самого важного - от того, как нам учить, чему учить.

- А еще дети очень сильно отвлекаются на компьютеры, смартфоны, на соцсети, игры. Как контролировать ребенка, чтобы он не отвлекался?

- Вот французы оказались способными. ...Недавно закон о запрете гаджетов в школе у них был принят. Я считаю, что не стоит отвлекаться на уроках, телефоны должны лежать отдельно.

- Закон, подобный французскому, может появиться в России?

- Думаю, конечно, может.

Источник: kompravda.eu

Комментарии

Оставить комментарий
  • zavuchuser914534 zavuchuser914534 ( 650688 ) Здравствуйте, Ольга Васильева! Мы с вами знакомы по школе «Луч». Было приятно увидеть знакомое лицо и появилась надежда на появление волны здравомыслия в обучении. Хочу обратить Ваше внимание на некоторые нюансы в школе. Есть у меня подруга, замечательный учитель французского языка, виртуозно владеющий своей профессией. На сегодня она вынуждена больше половины своего времени тратить на дисциплину в классе потому, что она оказывает услуги, а не учит своему предмету и не имеет права воспитывать детей. Это очень большая разница, согласитесь. Она должна общаться с родителями в чатах по всем вопросам. Родители не реагируют на собрания и даже не реагируют на бесплатные уроки. Она должна следить и отвечать в чате директору и завучу. Вроде бы мелочь, а отнимает и внимание и время. Раньше все распоряжения были в напечатанном виде, а теперь в смс. Может не стоит погружаться в гаджеты, современное брать на вооружение, а разумное «древнее» оставлять? Есть один момент, на мой взгляд, важный в подготовке учителя. Всем понятно, что он должен обладать знаниями по предмету, расширять свой кругозор, это бесспорно. Но учитель должен уметь привлекать внимание ученика к своему предмету. И в педагогическом вузе не повредит предмет актерского мастерства, который поможет учителю и ученику.

  • zavuchuser911665 zavuchuser911665 ( 648206 ) Учить страну читать не требуется, тем более это не под силу нынешним "сеятелям доброго и вечного". Страна умеет читать и хочет читать. Если вспомнить конец 80-х - до 90-х большинство изданий были нарасхват. Почему? Да потому, что народ до того устал читать материалы пленумов..., выступлений, поэзию лауреатов премии ленинского комсомола, прозу о строительстве БАМа и смотреть по телевидению сериалы в которых молодой перспективный инженер даже под одеялом спорит со своею женою о перевыполнении пятилетки. Это и вызвало сильный порыв к нормальному чтению. Однако наши издательства быстро перекрасились в желтый цвет и нишу которую прежде занимали материалы съездов, быстро заполнила желтуха, после чего она стала расползаться дальше. И вновь исчезли книги которые хочется перечитывать и вместо их всюду запестрели осточертевшие уже "бестселлеры" всяких Донцовых и пр. А ведь читают люди и сейчас не мало, просто больше используют гаджеты. Так что учить нас читать не нужно, да и похоже не вам. Уж лучше может быть уважаемым радетелям самим ознакомиться с учебными планами и методиками применяемыми в школах, понять их в т.ч. во имя сохранения в стране любви к чтению? И для вас есть старая пословица - "Не похваляйся на битву идучи, а похваляйся с битвы едучи". В заключение. А ведь прежде учителя были скромнее. Возможно и поэтому их уважали больше?

Другие новости по теме

16 февраля 2019 г. Названы регионы России с самыми высокими зарплатами учителей

15 февраля 2019 г. Глава РАН предложил дополнить ЕГЭ экзаменом на креативность

15 февраля 2019 г. Мединский предложил ввести культурные нормативы для школьников

14 февраля 2019 г. С.Собянин объяснил успех Московской электронной школы передачей учителям права самим формировать контент

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru