Аттестация учителя: шаг в будущее. Каким он будет, зависит от каждого, кто сегодня работает в школе

ug.ru

Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования - такая цель обозначена в новом майском указе Президента России. Известно, что качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Очевидно, что необходимо переосмыслить подходы и механизмы к оценке качества учителей.


​Как говорили в Древнем Риме: «Vox pоpuli - vox Dеi» - «голос народа - голос Бога». Какая бы идея ни была предложена, если рядовым гражданам это неинтересно и непонятно, они вряд ли ее примут. А если спросить их, а еще лучше пригласить к разработке и реализации идеи?

Такой подход в свое время с успехом использовал академик Курчатов, когда встал вопрос о благоустройстве территории вокруг Института атомной энергии. Как утверждают очевидцы, он предложил не спешить асфальтировать ведущие к корпусам дорожки, а подождать, пока сотрудники протопчут тропинки там, где им удобно, и только после этого приглашать рабочих. При чем тут аттестация педагогов? Минобрнауки России решило пойти именно по этому пути, реализуя проект создания и внедрения новой модели аттестации учителей.


С чего все начиналось?

По итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации Президент Российской Федерации дал поручение «…обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций…».

Иными словами, была определена задача - гарантировать возможность каждому желающему педагогу расти и развиваться в своей профессии. Выражаясь словами учителя физики и информатики липецкой гимназии №12 - победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 Аллы Волковой, «национальная система учительского роста - это государственная гарантия развития и поддержки педагога, которой он доверяет».

Минобрнауки России разработало план мероприятий («дорожную карту») по формированию и введению национальной системы учительского роста, в котором детально прописаны действия, направленные на достижение упомянутых президентом задач.

В рамках этого плана реализуется проект «Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования».

Главное образовательное ведомство страны предложило самому педагогическому сообществу проверить эту модель на практике, чтобы получился оптимальный вариант, учитывающий высказанные замечания и предложения. Учителя выступают экспертами и проверяют модель, а не модель проверяет их.

Проведение апробации организовано Минобрнауки России. Эта работа ведется в тесном сотрудничестве с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ), Общероссийским профсоюзом образования, ассоциацией «Педагог XXI века», Федеральным институтом оценки качества образования.


Есть ли недостатки у действующей системы аттестации?

МГППУ по заданию министерства провел исследование существующих содержательных подходов и механизмов оценки квалификации педагогических работников во всех 85 субъектах РФ и 20 странах ближнего и дальнего зарубежья, чьи образовательные системы занимают высшие строчки международных рейтингов.

Как показало исследование, практически в каждом субъекте Российской Федерации свой механизм реализации действующего Порядка аттестации.

В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом - 600. Где-то учитывается динамика результатов обучающихся, где-то упор сделан на количество представленных педагогом материалов и сертификатов. Такая ситуация фактически создает риски для единого понимания образцов лучшей профессиональной практики учителей.

Основанием для формирования единого подхода к оценке профессиональных компетенций учителя выступает профессиональный стандарт педагога, в том числе в части соответствия квалификационных категорий конкретному уровню трудовых действий учителя.

В этой связи эксперты пришли к выводу, что и новая система аттестации призвана строиться в соответствии с требованиями профстандарта педагога и ФГОС общего образования на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).

Также новая модель по сравнению с действующим Порядком аттестации должна снизить нагрузки на педагога по сбору подтверждающей его профессиональный уровень документации.


Что такое ЕФОМ и какие компетенции позволяет оценивать новая модель аттестации?

ЕФОМ представляют собой различные инструменты оценки трудовых действий учителя в рамках выполнения профессиональных задач, совершаемых на основе его профессиональных знаний, умений и суждений. ЕФОМ различаются в соответствии с уровнем квалификации учителя.

ЕФОМ позволяют оценить уровень профессиональных компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных.


Предусматривает ли новая модель возможность роста педагога?

Профессиональный рост учителя зависит от качества выполнения им определенных трудовых действий, и новая модель аттестации фиксирует приращение его профессионализма по уровням владения компетенциями, соответствующим конкретным квалификационным категориям, помогает определить направления дальнейшего развития учителя.

Также учитель может выполнять дополнительные функции - методическую работу (методическое сопровождение в рамках конкретного учебного предмета в образовательной организации) и наставничество (продуктивное взаимодействие с коллегами, студентами, молодыми педагогами).

В дальнейшем новая модель аттестации может быть использована для оценки готовности учителя к выполнению и таких функций.


Кто участвует в апробации?

Для апробации приглашены учителя (как имеющие первую или высшую квалификационные категории, так и без таковой), педагогические коллективы образовательных организаций, проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, куда входят представители Общероссийского профсоюза образования, а также общественно-профессиональные объединения (ассоциации) педагогических работников.

На нынешнем этапе апробации именно эти люди «проверяют» модель, проводя своего рода профессиональный педагогический тест-драйв новых подходов к аттестации, чтобы «наметить дорожки», по которым в дальнейшем пройдут их коллеги.

Принципами проведения апробации заявлены добровольность, конфиденциальность и соблюдение прав и социальных гарантий педагогических работников. Все участники апробации заняты в проекте исключительно на добровольных началах и при условии конфиденциальности. При регистрации каждый педагог придумывает пятизначный уникальный код и в дальнейшем участвует в апробации только под этим цифровым именем. Важно, что никаких последствий по поводу возможного «неудачного прохождения аттестации» ждать не следует. Потому что организаторов апробации интересует прежде всего отработка подходов к оценке этапов аттестации.


В какие сроки и как будет проходить апробация новой модели?

Апробация стартовала 21 мая и продлится до 22 июня.

Новая модель аттестации включает следующие элементы:

 

  • независимая оценка квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов) по четырем профессиональным компетенциям;
  • анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности;
  • анализ образовательных результатов деятельности учителя;
  • учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.

 

Учителя, давшие согласие на участие в апробации, регистрируются на портале http://ефом.рф/.

В ходе прохождения ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативным компетенциям нужно представить образцы профессиональной деятельности учителя, которые включают в себя:

- план (конспект) урока, изложенный в свободной форме;

- видеоурок (с указанием фрагментов, иллюстрирующих проверяемые компетенции);

- образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем);

- рефлексивный самоотчет.

Помимо этого каждому участнику апробации предложено решить два кейса (представить свое решение тех или иных педагогических задач и ситуаций для демонстрации владения психолого-педагогических и коммуникационных компетенций), а также принять участие в прохождении апробационных прототипов ЕФОМ по предметной и методической компетенциям в письменной форме.

Новая модель аттестации предполагает также получение от работодателя информации об условиях работы педагога (например, об условиях работы самой школы, о социокультурном и социально-экономическом контексте школы, характеристике контингента классов, в которых работает учитель), анализ образовательных результатов его деятельности, учет отзывов выпускников учителя (речь идет только о тех, кто окончил школу не менее четырех лет назад).


В каких регионах проходит апробация новой модели аттестации?

Апробация проходит во всех федеральных округах страны. В ней принимают участие более 100 школ и 11 вузов из 19 регионов - Рязанской, Ярославской, Ленинградской, Калининградской, Нижегородской, Волгоградской, Ульяновской, Свердловской, Томской, Омской, Новосибирской областей, республик Татарстан, Адыгея и Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской и Чеченской республик, Краснодарского, Красноярского и Хабаровского краев.


Для чего в апробации принимают участие выпускники педагогических вузов?

Для тех, кто только стоит в начале педагогического пути, предусмотрен особый и очень важный этап - так называемый вход в профессию. Это своего рода профессиональный экзамен (ЕФОМ по четырем упомянутым компетенциям), который проходят выпускники педвузов или педагогических факультетов университетов (независимо от госэкзаменов и защиты дипломного проекта), а также лица без педагогического образования, не работавшие учителями, или учителя с большим перерывом в педстаже.

Подобное испытание призвано выявить наличие или отсутствие профессиональных дефицитов. Данная информация очень полезна для директоров школ и наставников молодых учителей, а также для самих начинающих педагогов. Стоит отметить, что подобные испытания при добровольном согласии участников уже не первый год проводятся в ряде регионов (например, в Республике Татарстан), и те выпускники, которые его успешно сдали, получают от местных властей материальную поддержку.


Какие экспертные задачи поставлены перед участниками апробации?

Участникам предлагается:

 

  • дать качественную оценку и высказать предложения по структуре самой модели;
  • предложить свое видение содержания элементов модели и методик по переводу их в баллы;
  • дать качественную оценку и высказать предложения по методике сбора и учета мнения выпускников об аттестуемых учителях;
  • разработать перечень категорий учителей, имеющих право/возможность прохождения аттестации в упрощенном виде;
  • высказать предложения по внесению изменений и дополнений в процедуру работы аттестационных комиссий.

 

Свои экспертные заключения участники апробации размещают в личных кабинетах на портале http://ефом.рф/.

 

Как будут подводиться итоги апробации?

Все полученные результаты будут изучаться членами специально созданной Апробационной экспертной аттестационной комиссии (АЭАК), куда входят в том числе представители Общероссийского профсоюза образования, педагогических ассоциаций, победители и лауреаты Всероссийского конкурса «Учитель года России» и другие эксперты.

АЭАК проанализирует представленные в ходе апробации предложения, с их учетом будет проведена доработка модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ, которую представят на общественно-профессиональное обсуждение в сентябре 2018 года.

Кроме того, в результате работы по обсуждению нового проекта модели аттестации станет возможным обсуждение вопроса установления так называемых бонусов для учителей, уже признанных профессиональным сообществом, к которым в том числе можно отнести народных и заслуженных учителей России, победителей конкурсов профессионального мастерства и др. Все эти вопросы требуют серьезного обсуждения, которое будет организовано министерством. Итоги общественно-профессионального обсуждения будут подведены на всероссийской конференции в ноябре 2018 года.

Источник: Учительская газета

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Чтобы обучать детей по ФГОС для начала надо оснащать кабинеты по последним требованиям Минобразования (ПК, интер- доски, проекторы и т.д., и т.п.) . У нас в школе нач. обучения для работы учителя в кабинетах кроме мела и доски нет никаких условий. А аттестация учителей , проработавших в шоле больше 25-30 лет, просто унизительно.

23 июня 2018, 15:07
Лев

Любой водила следит за показаниями тахометра. Если стрелка в жёлтом секторе, то опасно, если в красном - мотор может заклинить в любую секунду. Индикатор нагрузки учителей давно уже в красном секторе, но министерство состоит из полных дальтоников, которые продолжают давить на газ в надежде, что качество образования взлетит на небывалую высоту. Это уже не дальтонизм, это изм другого порядка.

22 июня 2018, 15:55
Пользователь

в начале прошлого века Владимир Владимирович написал стихотворение. Владимир Ильич его прочитал и и одобрил. А современный В.В. его прочитал, когда учился в школе? коротенькое стихотворение: "Прозаседавшиеся" называется. Или тезка не в чести у нынешних?

21 июня 2018, 11:44
Пользователь

АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ: топтание в болоте (мягко говоря)

21 июня 2018, 11:38
Пользователь

ДИКТАТУРА ЧИНОВНИКОВ: надо бы создать проверяюще-контролирующие зондеркоманды для проверки тех проверяющих, которые проверяют чином ниже и по нисходящей - бабла немерено.

21 июня 2018, 07:48
Пользователь

еще один повод для диссертаций и теплых мест в министерстве. всем видно как они правильно управляют, а эти скоты так плохо везут. "срочно надо менять кнут, а пряник забрать, сами сожрем, "- решили наши благодетели.

20 июня 2018, 18:15
Пользователь

хорош плакаться: мы люди неглупые - перехитри их всех лол.

20 июня 2018, 17:42
Лев

Проблема в том что при имеющейся нагрузке учитель ФИЗИЧЕСКИ не может обеспечить качественное обучение. А решение этой проблемы подменяют всякими тело и умо движениями, увеличивающими эту нагрузку. Менегеры одним словом.

20 июня 2018, 14:48
Пользователь

Да!!! Cразу уж лучше удавку учителям предложите, пусть повисят. Выживут или не выживут? Кто выживет, то и будет работать до 70 лет.

20 июня 2018, 14:12