Исследователей ужаснула статистика травли учителей: мучают каждого второго

Многие сталкиваются с проблемой буллинга (травли) в повседневной жизни, а зачастую впервые почувствовали на себе унижения и подколы еще в школе. Причем жертвами травли сегодня могут стать не только ученики, но и учителя. Проектно-учебная лаборатория Высшей школы экономики провела исследование о травле учителей со стороны учеников. Его авторы Дарья Сапрыгина и Андрей Парицкий рассказали о нем «МК». 

Общая статистика шокирует. В ходе онлайн-опросов выяснилось, что каждый второй учитель минимум однажды в своей практике столкнулся с угрозами или травлей от учеников, причем почти 6% респондентов отметили, что это происходит очень часто. Треть опрошенных сталкиваются с обсуждением своей личной и интимной жизни (например, это может касаться вопросов сексуального характера или, хуже того, семьи, особенно детей педагогов). С кибербуллингом же (оскорблением в Интернете через сообщения или посты в социальных сетях) приходится иметь дело 42% учителей.

— Исследование выявило большое количество учителей — жертв травли. С чем это может быть связано?

— Если под этим термином понимать прямое унижение человека — например, когда учителю при входе в класс приходится слышать в свой адрес неприятные высказывания, — это прямой буллинг. Но есть еще и скрытый буллинг, когда окружающие не понимают, какими обидными могут быть их слова, а учитель начинает воспринимать это очень болезненно, винит себя в непрофессионализме. Это тоже травля, потому что на человека она оказывает сильное психологическое давление. Во время проведения опросов мы выявили множество форм такого унижения: это и вербальный буллинг, и обидные жесты или действия, вымогательство, изоляция, запугивание. Вопросы были и про физическое насилие (удары, плевки), и с ним хотя бы однажды встретились почти 16% опрошенных. При составлении онлайн-анкет для учителей мы закладывали понимание буллинга как постоянных эмоциональных унижений. Нам пришло почти 3 тыс. ответов из 75 регионов России. Вот и выяснилось, что больше половины учителей постоянно на работе сталкиваются с этим.

— Кибербуллинг тоже занимает большую часть среди всех видов травли?

— Да, безусловно. С буллингом в Сети сталкивались по меньшей мере 42% учителей. Это и сообщения или посты и комментарии в социальных сетях, и анонимные гневные сообщения, которые школьники отправляют педагогам.

— Просят ли учителя о помощи? Обращаются ли в администрацию?

— В этом и проблема: учителя не рассказывают о таких ситуациях ни администрации школ, ни даже своим друзьям, как показало исследование. Многие вовсе замалчивают буллинг, винят себя в отсутствии стрессоустойчивости и недостатке компетенции, что ли. Кроме того, в России никто еще не проводил подобных исследований в отношении учителей. А наши данные просто ужасают. За последнее время все стали писать про буллинг детей — эта тема стала очень актуальной. А об учителях такого не говорят и не изучают эту проблему. Бывает и так, что учитель не говорит о буллинге, потому что он предполагает свою должность как определенный статус, при котором нужно общаться с детьми с позиции ведущего, быть для них выше. А когда получается наоборот, то это считается унизительным.

Комментарий специалиста

«У нас в стране 1,3 млн учителей. Согласно исследованиям, 5,6% из них регулярно подвергаются травле в той или иной степени. А это ни много ни мало 75 тыс. человек, — говорит заведующий лабораторией образовательной журналистики ВШЭ Александр Милкус. — Еще около 50 тыс. подвергаются кибербуллингу — издевательствам в Интернете. Социальный статус педагога у нас сегодня опустился ниже плинтуса. И дело не в материальном положении. Дело в том, что учителя не в состоянии противостоять агрессии учеников — не умеют правильно вести себя, не обладают навыками выстроить отношения с детьми»

Комментарии

Оставить комментарий
  • zavuchuser739659 zavuchuser739659 ( 493818 ) Начали за здравие, кончили за упокой, впрочем как всегда....Так получилось, что я переехала три года назад жить в Россию, с Украины...там работала психологом, потому с деятельностью учителя была мало знакома. Здесь, для того чтобы устроить свою жить, пришлось соглашаться на любое предложение. Стала работать ещё и учителем, психологом тоже, на полставки в селе, но этот вид деятельности в моей школе особо не нужен, так, для работы с группой риска (никого не виню, много нюансов). Так вот,, в роли учителя, и классного руководителя мне пришлось работать с детьми ОВЗ (нарушением интеллекта), которых после закрытия районного интерната при школе для таких детей, перевели в школы по месту их проживания. И вот уже 3-й год я подвергаюсь постоянной травле. Но в этом году это что-то особенное. Я молчать не собиралась, постоянно об этом говорю с администрацией, иначе грош цена мне как психологу, в первую очередь. Короны учителя у меня нет, она мне и не нужна. Потому данный вопрос подниму на методобъединении психологов. Данная статья конечно подспорье, что не одна я так считаю. Только последнее предложение меня добило - учителя не умеют "правильно вести, не обладают навыками". Я ВАМ КАК ПСИХОЛОГ ЗАЯВЛЯЮ - ЭТО МАНИПУЛЯЦИЯ. Это из той же серии,когда женщину насилуют, а ей потом говорят - ты сама виновата. Есть насильник - и он сильнее. И в данном случае, наше замечательное общество унизило статус учителя ниже плинтуса, сериалами типа "физрук", всякими ток-шоу, в которых учителей постоянно выставляют только в самом худшем свете. Дети, особенно подростки отличаются особой жестокостью, всем это известно, и в данном случае, они являются ретрансляторами того мнения об учителях, которое показывает общество. Очень часто можно услышать фразу "я имею право", ну вот и надавались детям прав, у которых нравственные категории "хорошо" -"плохо" ещё ой как плохо сформированы. И учитель в данном случае, какой мастер общения не был - просто не в состоянии отразить в прямом смысле массовую атаку вербального насилия, хотя кого-то и физически оскорбляют. И беда в том, что эту тему вообще не поднимали. Я лично молчать не собираюсь...остальные пусть как хотят.

  • Наталья Финогентова ( 600526 ) "На каждый роток не накинешь платок",- так учила меня мама, но учитель "видит", "слышит" больше других...... Мужества нам и взаимопонимания друг друга, МЫ-Миссионеры, не каждый может работать учителем, а уж кто удержался, то ВЫСШАЯ ПОХВАЛА таким учителям, а те, кто учат нас , а еще паче критикует...... Пусть проведет 45 минут "счастья", вот тогда я и поговорю с ним, может и уважать начну!!!!!

  • ( 3155 ) Вывод замечательный! Учителя не умеют себя вести! Навыками общения с детьми у учителей отсутствуют! Вот эта прекрасная оригинальная мысль, видимо, буллингом не является.

  • zavuchuser zavuchuser ( 384974 ) Согласна с мнением Галины Ивановой: из уважения к себе не пойду жаловаться на сквернослова, буяна, дебошира (да, и такое бывает!), потому что велика вероятность услышать в ответ реплику представителя администрации школы о том, что "профессионал ВСЕГДА найдет возможность исправить ситуацию", в то время как сам администратор НИКОГДА с проблемными учащимися не работает, он в это время читает каталоги по вязанию, знакомится с новинками ювелирной промышленности. Зачем мешать такому руководителю?!

  • Галина Иванова ( 228460 ) Вопрос специалисту : "Учителя не умеют правильно вести себя, не обладают правильными навыками отношения с детьми." Вы должны быть в курсе о положении учителя в школе. Ребёнок всегда прав!!! В администрацию или к родителям обращаться бесполезно! Всё будет умалчиваться, чтобы не испортить рейтинг школы.Эти методы могли использоваться в советской школе, где учитель имел высокий статус наставника, а сейчас он - обслуживающий персонал,где есть заказ. А уж как его выполнять будет учитель - это его проблемы! Извините, но сейчас каждый сам за себя! Если учитель себя уважает, он не будет никому жаловаться - это смешно сейчас выглядит.

Другие новости по теме

22 мая 2018 г. Зарплаты учителей подгоняют под ответы

22 мая 2018 г. Все по закону?..

22 мая 2018 г. Школьные учителя просят вернуть все как было

21 мая 2018 г. В Мордовии педагогам предлагают провести интерактивный урок «Мир без мусора»

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru