Исследователей ужаснула статистика травли учителей: мучают каждого второго

Многие сталкиваются с проблемой буллинга (травли) в повседневной жизни, а зачастую впервые почувствовали на себе унижения и подколы еще в школе. Причем жертвами травли сегодня могут стать не только ученики, но и учителя. Проектно-учебная лаборатория Высшей школы экономики провела исследование о травле учителей со стороны учеников. Его авторы Дарья Сапрыгина и Андрей Парицкий рассказали о нем «МК». 

Общая статистика шокирует. В ходе онлайн-опросов выяснилось, что каждый второй учитель минимум однажды в своей практике столкнулся с угрозами или травлей от учеников, причем почти 6% респондентов отметили, что это происходит очень часто. Треть опрошенных сталкиваются с обсуждением своей личной и интимной жизни (например, это может касаться вопросов сексуального характера или, хуже того, семьи, особенно детей педагогов). С кибербуллингом же (оскорблением в Интернете через сообщения или посты в социальных сетях) приходится иметь дело 42% учителей.

— Исследование выявило большое количество учителей — жертв травли. С чем это может быть связано?

— Если под этим термином понимать прямое унижение человека — например, когда учителю при входе в класс приходится слышать в свой адрес неприятные высказывания, — это прямой буллинг. Но есть еще и скрытый буллинг, когда окружающие не понимают, какими обидными могут быть их слова, а учитель начинает воспринимать это очень болезненно, винит себя в непрофессионализме. Это тоже травля, потому что на человека она оказывает сильное психологическое давление. Во время проведения опросов мы выявили множество форм такого унижения: это и вербальный буллинг, и обидные жесты или действия, вымогательство, изоляция, запугивание. Вопросы были и про физическое насилие (удары, плевки), и с ним хотя бы однажды встретились почти 16% опрошенных. При составлении онлайн-анкет для учителей мы закладывали понимание буллинга как постоянных эмоциональных унижений. Нам пришло почти 3 тыс. ответов из 75 регионов России. Вот и выяснилось, что больше половины учителей постоянно на работе сталкиваются с этим.

— Кибербуллинг тоже занимает большую часть среди всех видов травли?

— Да, безусловно. С буллингом в Сети сталкивались по меньшей мере 42% учителей. Это и сообщения или посты и комментарии в социальных сетях, и анонимные гневные сообщения, которые школьники отправляют педагогам.

— Просят ли учителя о помощи? Обращаются ли в администрацию?

— В этом и проблема: учителя не рассказывают о таких ситуациях ни администрации школ, ни даже своим друзьям, как показало исследование. Многие вовсе замалчивают буллинг, винят себя в отсутствии стрессоустойчивости и недостатке компетенции, что ли. Кроме того, в России никто еще не проводил подобных исследований в отношении учителей. А наши данные просто ужасают. За последнее время все стали писать про буллинг детей — эта тема стала очень актуальной. А об учителях такого не говорят и не изучают эту проблему. Бывает и так, что учитель не говорит о буллинге, потому что он предполагает свою должность как определенный статус, при котором нужно общаться с детьми с позиции ведущего, быть для них выше. А когда получается наоборот, то это считается унизительным.

Комментарий специалиста

«У нас в стране 1,3 млн учителей. Согласно исследованиям, 5,6% из них регулярно подвергаются травле в той или иной степени. А это ни много ни мало 75 тыс. человек, — говорит заведующий лабораторией образовательной журналистики ВШЭ Александр Милкус. — Еще около 50 тыс. подвергаются кибербуллингу — издевательствам в Интернете. Социальный статус педагога у нас сегодня опустился ниже плинтуса. И дело не в материальном положении. Дело в том, что учителя не в состоянии противостоять агрессии учеников — не умеют правильно вести себя, не обладают навыками выстроить отношения с детьми»

Комментарии

Оставить комментарий
  • zavuchuser739659 zavuchuser739659 ( 493818 ) Начали за здравие, кончили за упокой, впрочем как всегда....Так получилось, что я переехала три года назад жить в Россию, с Украины...там работала психологом, потому с деятельностью учителя была мало знакома. Здесь, для того чтобы устроить свою жить, пришлось соглашаться на любое предложение. Стала работать ещё и учителем, психологом тоже, на полставки в селе, но этот вид деятельности в моей школе особо не нужен, так, для работы с группой риска (никого не виню, много нюансов). Так вот,, в роли учителя, и классного руководителя мне пришлось работать с детьми ОВЗ (нарушением интеллекта), которых после закрытия районного интерната при школе для таких детей, перевели в школы по месту их проживания. И вот уже 3-й год я подвергаюсь постоянной травле. Но в этом году это что-то особенное. Я молчать не собиралась, постоянно об этом говорю с администрацией, иначе грош цена мне как психологу, в первую очередь. Короны учителя у меня нет, она мне и не нужна. Потому данный вопрос подниму на методобъединении психологов. Данная статья конечно подспорье, что не одна я так считаю. Только последнее предложение меня добило - учителя не умеют "правильно вести, не обладают навыками". Я ВАМ КАК ПСИХОЛОГ ЗАЯВЛЯЮ - ЭТО МАНИПУЛЯЦИЯ. Это из той же серии,когда женщину насилуют, а ей потом говорят - ты сама виновата. Есть насильник - и он сильнее. И в данном случае, наше замечательное общество унизило статус учителя ниже плинтуса, сериалами типа "физрук", всякими ток-шоу, в которых учителей постоянно выставляют только в самом худшем свете. Дети, особенно подростки отличаются особой жестокостью, всем это известно, и в данном случае, они являются ретрансляторами того мнения об учителях, которое показывает общество. Очень часто можно услышать фразу "я имею право", ну вот и надавались детям прав, у которых нравственные категории "хорошо" -"плохо" ещё ой как плохо сформированы. И учитель в данном случае, какой мастер общения не был - просто не в состоянии отразить в прямом смысле массовую атаку вербального насилия, хотя кого-то и физически оскорбляют. И беда в том, что эту тему вообще не поднимали. Я лично молчать не собираюсь...остальные пусть как хотят.

  • Наталья Финогентова ( 600526 ) "На каждый роток не накинешь платок",- так учила меня мама, но учитель "видит", "слышит" больше других...... Мужества нам и взаимопонимания друг друга, МЫ-Миссионеры, не каждый может работать учителем, а уж кто удержался, то ВЫСШАЯ ПОХВАЛА таким учителям, а те, кто учат нас , а еще паче критикует...... Пусть проведет 45 минут "счастья", вот тогда я и поговорю с ним, может и уважать начну!!!!!

  • ( 3155 ) Вывод замечательный! Учителя не умеют себя вести! Навыками общения с детьми у учителей отсутствуют! Вот эта прекрасная оригинальная мысль, видимо, буллингом не является.

  • zavuchuser zavuchuser ( 384974 ) Согласна с мнением Галины Ивановой: из уважения к себе не пойду жаловаться на сквернослова, буяна, дебошира (да, и такое бывает!), потому что велика вероятность услышать в ответ реплику представителя администрации школы о том, что "профессионал ВСЕГДА найдет возможность исправить ситуацию", в то время как сам администратор НИКОГДА с проблемными учащимися не работает, он в это время читает каталоги по вязанию, знакомится с новинками ювелирной промышленности. Зачем мешать такому руководителю?!

  • Галина Иванова ( 228460 ) Вопрос специалисту : "Учителя не умеют правильно вести себя, не обладают правильными навыками отношения с детьми." Вы должны быть в курсе о положении учителя в школе. Ребёнок всегда прав!!! В администрацию или к родителям обращаться бесполезно! Всё будет умалчиваться, чтобы не испортить рейтинг школы.Эти методы могли использоваться в советской школе, где учитель имел высокий статус наставника, а сейчас он - обслуживающий персонал,где есть заказ. А уж как его выполнять будет учитель - это его проблемы! Извините, но сейчас каждый сам за себя! Если учитель себя уважает, он не будет никому жаловаться - это смешно сейчас выглядит.

Другие новости по теме

17 мая 2018 г. АМУРСКОГО УЧЕНИКА ВНЕСЛИ В СПИСОК ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ РОССИИ, А ЕГО УЧИТЕЛЯ НАКАЗАЛИ

17 мая 2018 г. Аргентинские учителя отказываются выходить на работу

17 мая 2018 г. Коллекторы затравили учительницу начальных классов и превратили ее в «порнозвезду»

16 мая 2018 г. ОБЩЕСТВО Васильева призвала возродить школьные библиотеки

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru