Легко ли сегодня работать учителем?

Апрельский Мониторинг эффективности школы Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС был посвящен именно этой теме

Повышение средней заработной платы педагогических работников с 2012 года руководство страны напрямую связало с ростом эффективности учительского труда. Выражением этой связи было введение «эффективного контракта». Этот контракт изначально задумывался как создание, с одной стороны, условий, а с другой, требований к результатам каждодневной работы педагога. Предполагалось, что учитель по эффективному контракту работает только в одной школе, получая достойную зарплату и постоянно повышая свой профессиональный уровень. Переработка учителя, которая стала бичом российской школы, должна была уйти в прошлое. Но всё получилось, как всегда: эффективный контракт формально ввели, средняя зарплата статистически повышена (ощутили, правда, ее значительный рост менее 10% учителей), но переработки остались и даже увеличились.

Большинство учителей, участвовавших в опросе Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, отметили, что в последние годы существенно вырос объем отчетности и организационной работы – на это в 2017 году указали 84% респондентов против 78,8% в 2014 году.

В качестве других причин учителями выделены (допускалось несколько ответов): введение независимой системы оценки образовательных достижений, включая государственную итоговую аттестацию – 31,4% (в 2014 году – 36,9%), проблемы в отношениях учителей с родителями школьников – 38,8% (в 2014 году – 23,8%). Примерно 15% учителей все последние годы указывают на то, что им стало труднее налаживать отношения с учениками.

 
Рисунок 1. Удовлетворенность родителей отношениями с учителями

Мониторинг показывает, что учителя постепенно адаптируются к введению ЕГЭ и ОГЭ. Проведение выпускных экзаменов вызывает у них все меньше трудностей, а вот сложности во взаимоотношениях с родителями учеников возрастают год от года. При этом со стороны родителей за последние годы наблюдается рост удовлетворенности взаимоотношениями с учителями (рисунок 1).

Во многом удовлетворенность родителей и неудовлетворенность учителей их отношениями связана с тем, что учителя нередко вынуждены «поступаться принципами» для того, чтобы школа не получила конфликта с родителями.

Чуть более половины учителей (54,3%) считают, что требования администрации школы к качеству их профессиональной деятельности ежегодно растут и это ведет к увеличению отчетности. Вместе с тем, в 2016 году эта группа учителей была больше на 15,4 п.п.

Почти 60% опрошенных учителей считают рост требований администрации школы вполне объективным и обусловленным стремлением повысить качество образовательного процесса (56,2% в 2014 году). В то же время около четверти (23,1%) респондентов связывают рост требований к их работе с контролем вышестоящих инстанций (21,6% в 2014 году) и увеличением числа проверок.

Несмотря на значительное недовольство ростом отчетности и организационной работы, само повышение требовательности к результатам их работы учителя склонны рассматривать как положительный фактор, ведущий к росту качества образовательного процесса.

Учителя в целом отмечают рост качества собственной подготовки к урокам: такой ответ дали 82,7% (в 2016 году – 84,2%). Вместе с тем в сельских школах, напротив, растет доля учителей, считающих, что качество подготовки к урокам падает.

Учителя много времени уделяют внеклассной работе (74,4% респондентов отметили увеличение внеклассной работы). Вместе с тем, по сравнению с предыдущим годом их число сократилось на 5,6 п.п. В большей степени тенденция сокращения внеклассной нагрузки учителей характерна для сельских школ, что, как представляется, связано с сокращением объема дополнительных платных образовательных услуг. В последние год родители стали экономить на дополнительном образовании детей и в наибольшей степени эта тенденция проявилась в сельской школе.

Уровень нагрузки учителей продолжает оставаться высоким – 60% опрошенных работают более чем на одну ставку, и это на 4,7 п.п. больше по сравнению с прошлым учебным годом. Начиная с 2014 года почти в два раза выросла доля учителей, работающих на две ставки (с 7,3% до 13,8%).

Повышение нагрузки отмечают учителя как городских, так и сельских школ. В 2017 году более половины (52,6%) учителей сельских школ работали на полторы или две ставки (в 2014 году – 39,4%). В городских школах доля респондентов, учебная нагрузка которых составляет полторы или две ставки, еще выше – 63,8% (в 2014 году – 45,9%), в школах региональных столиц – 63,7% (в 2014 году – 51,6%).

Помимо работы в школе, многие учителя имеют и другую работу. На необходимость дополнительного заработка указали 46,7% опрошенных, вынужденных подрабатывать периодически или на регулярной основе (в 2016 году – 42,6%). Наибольшая доля респондентов, имеющих дополнительный заработок, работает в региональных столицах – 56,3% (в 2016 году – 48,7%). Сельские учителя (37,6%) также стремятся к получению дополнительного заработка, вместе с тем в сельской местности реализовать данное стремление намного сложнее. Большинство респондентов (92,9%), имеющих заработок вне основного места работы, не работают по совместительству в другой образовательной организации. Если учителя все же совмещают работу в своей и другой школах, то, как правило, их дополнительная нагрузка составляет полставки (4,2%).

Таким образом, можно заключить, что большинству учителей работать в школе стало труднее в силу роста требований к ним со стороны и родителей учеников, и администрации школы. За последний год почти в 2 раза выросла доля учителей, работающих на 2 ставки, и, кроме того, многие учителя вынуждены подрабатывать «вне формальной системы общего образования». В большинстве случаев – это репетиторство, как по предметам школьной программы, так и для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Комментарии

Оставить комментарий
  • zavuchuser zavuchuser ( 384974 ) Вышеперечисленные господа не для того стали руководителями высокого уровня, чтобы в школах прозябать - это удел нас, простых смертных, чей достаток НИКОГДА (!!!) не будет мерой адекватной оценки наших учительских трудозатрат. Вперед, коллеги, к классной доске, "ковать" процент обученности и качества! Аминь!

  • zavuchuser906187 zavuchuser906187 ( 642665 ) У меня сегодня хороший день: нашла работу 2 через 2 за 15 тысяч. Есть пенсия около 12 тысяч. Думаю, мне хватит. Семья, здоровье мне дороже. В свои 49 лет поняла, что эта школа не нужна мне на фиг. Была з/плата в 70 тысяч, была з/плата в 35 тысяч, и все эти з/платы, множество грамот от АСОУ, стаж в 30 лет не принесли мне счастья. Я сказала себе: С МЕНЯ ХВАТИТ!!! Пусть Путин, Медведев, Набиуллина и тому подобные работают в школе.

  • Лев Левин ( 62616 ) Нам продолжают "впаривать", а мы продолжаем "хавать" среднюю зарплату. Между тем во всём мире этот вопрос давно решён: цена одного часа.

  • zavuchuser906262 zavuchuser906262 ( 642740 ) Использовать показатели наименьшей зарплаты и наибольшего числа отработанных часов. Уменьшить отчетность для того, чтобы разгрузить учителя. Своевременно защищать учителя от родительских нападок. Успехов вам, наши дорогие учителя!

Другие новости по теме

17 мая 2018 г. АМУРСКОГО УЧЕНИКА ВНЕСЛИ В СПИСОК ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ РОССИИ, А ЕГО УЧИТЕЛЯ НАКАЗАЛИ

17 мая 2018 г. Аргентинские учителя отказываются выходить на работу

17 мая 2018 г. Коллекторы затравили учительницу начальных классов и превратили ее в «порнозвезду»

16 мая 2018 г. ОБЩЕСТВО Васильева призвала возродить школьные библиотеки

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru