Власть решила: Учителя не олигархи, чтобы их спасать деньгами

svpressa.ru

Треть российских учителей (33%) заявили, что их зарплаты не росли в течение последнего учебного года, следует из данных опроса Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС. О росте заработной платы по итогам 2017 года рассказали лишь 31% респондентов, а еще треть сообщили, что их заработок даже уменьшился.

При этом учителя жалуются на растущую нагрузку в школе: 46% педагогов работают на полторы ставки, почти 14% - на две ставки.

Между тем, регионы отчитались о том, что справились с задачей, поставленной в «майских» указах президента — повысить зарплату учителей до 100% от средней по региону. Так, столичный департамент образования на днях сообщил, что зарплата московских учителей в I квартале 2018 года составила аж 89 тысяч рублей. Регионы также рапортуют о достойных зарплатах.

Однако сами учителя называют это очковтирательством. Они объясняют, что зарплата учителей сейчас состоит из трех позиций: базовая часть, компенсационные выплаты и стимулирующие. Базовая часть — за часы работы на уроке — мизерная, а выплаты зависят от наличия средств и отношений с директором школы. Большинству учителей приходится совмещать ставки — это и дает неплохие показатели по оплате.

Власти Москвы считают, что облагодетельствовали горожан

— Эти зарплаты — «средняя температура по больнице», — говорит Евгений Барановский, редактор сайта «Завуч.инфо». — Если администрация получает 400 тысяч, приближенные к администрации 300 тысяч, а 10 учителей получают по 50 тысяч, то и получается такая средняя зарплата. В Москве рядовые учителя зарабатывают приблизительно 50 тысяч.

«СП»: — Чтобы заработать эти деньги действительно приходится совмещать ставки?

— Школы на сегодняшний день выгнали на рынок. Они конкурируют за детей. И в Москве это наиболее ярко выражено. Родители отдают ребенка в ту школу, у которой лучше результаты, которая больше «пиарится». А чем больше детей в школе, тем больше денег — это подушевое финансирование. Директор в принципе сейчас — это инновационный менеджер. Директора обязаны были пройти такие курсы и стать хорошими управленцами. Они должны привлекать внебюджетные деньги в школу — сдавая в аренду спортивный зал, помещения, организуя курсы, оказывая образовательные услуги. Если школа зарабатывает внебюджетный фонд, у нее появляются деньги для стимулирующих выплат.

Но это на бумагах выглядит гладко, а по факту совершенно по-другому все получается. Из большинства наших учителей какие бизнесмены и что они могут заработать? Тем не менее, 60% вопросов, которые аттестационная комиссия задает директору школы, касаются одной темы — сколько денег заработали?

В большинстве регионов России учителя жалуются, что стимулирующего фонда нет, есть только ставка, и она очень маленькая. Я нередко слышу о зарплатах в 13−15 тысяч. Поэтому учителя и берут 1,5−2 ставки. Чиновники докладывают, что зарплаты учителей достигли средних по региону. Но это за счет управленцев, администрации, куда нередко пристраивают своих родственников и знакомых. По-моему, за последние годы в принципе мало что изменилось в плане зарплат. Молодые в регионах в школу работать по-прежнему не идут.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ говорит о том, что Москва — единственный регион, у которого нет долгов, остальные регионы находятся под прессом очень жестких бюджетных ограничений:

— У них высокая долговая нагрузка, поэтому там изыскивали все возможности, чтобы выйти на показатели по зарплате. Очень многие регионы отчитались, что задачу выполнили. Но это оказалось достаточно формально: нагрузка не фиксировалась.

У многих не было другого выхода, кроме как оптимизировать штатное расписание, сокращать педагогов, увеличивать нагрузку и наполняемость классов. В СанПиНах, кстати, отменили все ограничения по предельной наполняемости классов. Сейчас в классах почти везде 30−35 детей, но бывает и 40−45. Нагрузка действительно выросла: ведь каждого надо опросить, проверить знания, работы.

Кроме того, случился кризис. И если измерять в потребительских ценах, оказалось, что мы опять на уровне 2013 года — все прибавки съела инфляция. Это не оправдало ожиданий учителей — они, конечно же, надеялись, что их зарплата будет существенно выше. Опрос как раз и выявил этот потенциал несбывшихся ожиданий. Если даже номинально их зарплаты и выросли — они были подняты за счет интенсификации и увеличения нагрузки.

«СП»: — Чиновники заявляли, что зарплаты учителей должны зависеть от качества образования — поэтому и придуманы стимулирующие выплаты. Но ведь в реальности учителя очень часто их не получают?

— Многие регионы в последнее время придерживали деньги как резервные фонды, чтобы их потом перераспределить для достижения показателей по зарплате — совершенно не увязывая с качеством и результативностью. Стимулирующие надбавки установлены в баллах, и многие школы стремились зарабатывать эти баллы, но в деньгах это ни во что не вылилось — потому что был пересчитан бюджет. Денег они не получили.

Кроме того, за это время произошло повышение МРОТ. И стимулирующие доплаты были направлены на доведение до МРОТ зарплат младшего обслуживающего персонала, но не на педагогов.

Американские сенаторы потребовали от финансовых учреждений раскрыть сотрудничество с теми, кто попал под санкции

«СП»: — Учителя жалуются и на рост бумажной нагрузки, огромное количество отчетов.

— Во многих школах и ведение дневников и журналов, и разработка учебных планов, и вся документация идут как на бумажных носителях, так и в электронных. Хотя предполагалось, что перевод на электронный формат, наоборот, учителей разгрузит. Кроме того, оказалось очень много контролеров — и Росстату надо отчитываться, и Общественной палате, и Народному фронту, и ассоциации учителей, и педсовету, я уже не говорю про органы власти. Всем им нужно писать отчеты. И для того, чтобы заработать стимулирующие выплаты, тоже надо отчитываться. Получился вал административной работы. С детьми учителям некогда заниматься! Здесь нужна корректировка.

«СП»: — А то, что касается базовых окладов — почему они такие маленькие?

— Базовые действительно невысокие, они никак не зафиксированы, и большинство руководителей держат их на очень низком уровне. Все регулирование идет на уровне стимулирующих выплат, но в стимулирующих педагог не уверен — даже если он получает баллы, деньги может и не получить. Нужны гарантии базового оклада, нельзя вести речь только о стимулирующих выплатах. Надо обязательства сделать более четкими и определенными.

Профсоюзы неоднократно ставили этот вопрос — говорили, что надо определиться с базовыми окладами по профессиональным квалификационным группам, определить объем нагрузки, но документы так и не приняты…

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Какие прибавки? Базовый коэффициент был в 2014 г. 6200, и сейчас 6200 и от него и пляшем. Он умножается на другие коэффициенты и потом это все складывается, получается зарплата.. Только коэффициент образования подняли с 1.5 на 1.8. но зато за категорию определили четкую сумму из стимулирующего фонда. Высшая - аж 2170 р. Вот с высшим образованием базовый оклад 11.160. Вот 11.160 : 18 = 0.62 р. за час!!! Потом этот час умножается на нагрузку. = оклад в зависимости от нагрузки. Потом прибавляются различные надбавки. За реализацию программ - 2. 139 (оклад с нагрузкой умножается на 0.15) + кл. рук-во (у кого есть) 11.160 * 015=1.674; + 1.395 за тетради (у меня 9 часов)+ 1550 стаж (у меня больше 10 лет). Вот если все это сложить, получается 21.638. К этому прибавляется еще и стимулирующие. Но если они были раньше у нас и 6000 и 9000, то после Нового года от 3000 и с каждым месяцем все меньше. Я сохранила все смс, которые мне из банка высылали за последние года 3. Так вот за сентябрь 2016 года я получила 26000 чистыми, за сентябрь 2017 года 25600, за январь 2018 г. 23.900; за апрель 2018 - 20640. Вот такое повышение. Это при одинаковой нагрузке и одинаковых стимулирующих баллах . Одной рукой добавили рупь, другой - отняли пять. А еще цены выросли. Очень некомфортно чувствуешь себя, потому что надеялась минимум на стабильность. Взяла кредит. А зарплата уменьшается. Уже еле хватает чтобы покрыть этот кредит, а еще коммунальные. И уже с тревогой думаешь о следующем месяце. Вся в долгах. Какой уж тут энтузиазм. А бюрократические нагрузки выросли на столько, что и не спал бы и не ел, все равно бы времени не хватило. Причем совершенно не нужные никому бумажки. Только чтобы было, "для комиссии". А директора очень хорошо усвоили принципы манипуляции - никого не хвалить, развивать у коллектива чувство вины. От этого просто тупеешь. Если раньше я по субботам с детьми добровольно, с удовольствием занималась, я горела, мне хотелось что-то провести, организовать, все из дому тащила, покупала. Сейчас - апатия. Здоровье просто трещит по швам и требует дорогих лекарств и обследований. А школа требует бумаги, бумаги и еще раз бумаги. За 4 года 2-й принтер сдох.

11 мая 2018, 00:06
Пользователь

Нужно руководствоваться не статистическими данными, а минимальной заработной платой и максимальной часовой нагрузкой.

28 апреля 2018, 14:50
Пользователь

Базовые оклады должны быть в первую очередь высокими, так как они финансирую основную работу преподавателя - проведение уроков. А стимулирующие выплаты даются за всякую показательную мишуру: организация праздников с шариками, хорошие проектные работы учеников (часто выполненные не учениками, а их родителями или др,)за "облизывыание администрации" , красиво выполненные отчеты и др. Это не основная работа, а бутафория. Но так как может оплачивается хорошо, то поэтому внимание учителя переключено с существенного (качественное проведение занятий) на второстепенное - на сопутствующий контекст...

28 апреля 2018, 07:32