Учителя – рабы или не рабы?..

Педсовет

Учителю в современной школе не позавидуешь. Но он, тем не менее, остается ключевым звеном в образовательной системе. Как ни пытаются адепты компьютеризации отдать образовательный процесс на откуп машинам – без учителя обойтись невозможно, поэтому за него в первую очередь и нужно бороться. Поскольку я сам учитель, пусть эта глава будет как бы моим личным обращением к современным учителям.  

Начать свои грустные размышления о нас, учителях,  мне хочется со стихотворения моего друга, поэта Александра Чума:

Учителям
Когда же мы стали рабами?
Когда нас сломали во зле?
Когда же столкнули нас лбами?
Когда затоптали в земле?

Когда-то мы дрогнули, видно, 
Пред силою наглой и злой, 
И как же мы сдали обидно
Рубеж наш последний, святой.

Рубеж, за которым бесчестье, 
Колючего страха укор, 
А в духе – достойною местью –
Клейменого рабства позор!..

Когда же мы стали рабами?..

Друзья и коллеги, вы согласны?.. У вас нет ощущения, что на нас действительно – и чем дальше, тем «гуще» - смотрят как на рабов?.. Когда, не спрашивая никакого нашего желания или, тем более,  мнения, не предполагая никаких возражений,  даже не справляясь хотя бы  с трудовым кодексом, посылают на «установку новогодней елки» или «обеспечивают» дежурство с детьми на каких-либо муниципальных или городских мероприятиях. Или – ну, очень наглядная картина в этом плане! – обращаются с дежурными учителями на ЕГЭ…

А продавленные без всякого обсуждения учительского сообщества все эти электронные журналы, как специально придуманные для большего груза и контроля за каждым учителем вне всякой педагогической целесообразности?

Ведь реальной пользы от электронных журналов и учителям, и ученикам – никакой. Но они для этой цели и не создавались. Они создавались под предлогом помощи родителям и для их удобства – чтобы они беспрепятственно могли контролировать учебные результаты своих чад. Вот только мало кто задумался (или наоборот – хорошо все продумал), что тем самым закладывается еще одна мина в и без того непростые отношения «отцов и детей». 

А что касается учителей – то для них сплошные неудобства и трудности, но рабов кто-нибудь спрашивает об их удобствах? Напротив – они должны чувствовать тяжелую «лапу хозяина», чтобы лучше повиновались, и чтобы жизнь медом не казалась. 

Кроме этого  рабов – да! – нужно контролировать, предварительно намертво «приковав» к «галерам», то бишь к компьютерам. И если раньше каждый из нас заполнял оценками один журнал, теперь – три. Обычный бумажный, его никто отменять не собирается, новый электронный, да еще и «промежуточный», свой собственный, «сводный», ибо далеко не всегда – а практически никогда! – нет возможности выставить «электронные оценки» на уроке. Где тут уж дети? Не до них – не запутаться бы во всех этих журналах…

Но рабов нужно грузить и грузить, чтобы они не смели пикнуть и не вздумали объединиться и поднять «восстание». А чтобы этого не произошло – нужно их разделить по категориям в соответствии с классическим римским постулатом «разделяй и властвуй». 

Во-первых, сначала нужно выделить «управленческий персонал» - директоров, завучей, иногда и руководителей МО, подняв им зарплату и жестко привязав ее к чисто формальным показателям работы школы (типа - результаты олимпиад). Они должны чувствовать себя частью «системы» и добросовестно отрабатывать свой «кусок хлеба».

Знаете, кто сейчас в школе главный человек после директора?.. Главный бухгалтер! Согласны? А почему, спрашивается? Все просто: современная образовательная система ценит только деньги, и главными становятся те, кто к ним ближе всех, –  только не учителя с их детьми, - это рабы системы, это рядовой «классный планктон».

Но и рядовых учителей нужно расслоить и перессорить. И для этого придумана гениальная система поощрений – так называемые «бонусы»…  О, далеко не глупый человек все это придумал! Как кусок мяса, брошенный в свору собак, чтобы перессорить их друг с другом!.. Пусть учителя грызутся из-за них, пусть выслуживаются перед администрацией школы, перед всеми власть имущими, пусть и детей приучают к этому. Гениально! Нет лучшего способа разрушить учительскую профессиональную солидарность и корпоративную этику.

Да, и детей тоже нужно воспитывать в таком же духе – они должны быть «конкурентоспособными».  Еще раз повторю, что нет, пожалуй,  более разрушительной и ядовитой идеи, которая уже давно вброшена в воспитательную среду, и которая с непонятной и ужасающей готовностью была воспринята многими учителями. И мало кто взял на себя труд задуматься, что кроется за этой лозунговой блестящей оберткой. Что фактически нам предлагают выращивать среди детей «раковые клетки». В самом деле, вы только задумайтесь - раковые клетки внутри организма есть самые конкурентоспособные, ибо легко пожирают клетки организма, на котором они паразитируют... Правда один недостаток  - когда их становится слишком много, организм погибает. И эту философию нам подспудно предлагают в качестве воспитательной стратегии. Это было бы смешно, если бы не было так грустно…

Теперь знаменитые ФГОСы!

Сколько правильных слов о необходимости воспитания и духовности, и нравственности, и патриотизма!.. Но одна небольшая деталь – а дьявол, как известно, кроется в деталях – на все это воспитание не предусмотрено никакого финансирования. И сразу становится понятным, что же является главным для разработчиков этих стандартов. Нафаршировать как перчики головы учеников одинаковым набором знаний – все сплошь одинаковые и «стандартные»… Слово-то какое точное нашли – стандарты, точно речь идет о каких-то чугунных болванках. Можно было сказать – направления, принципы, федеральная государственная образовательная политика, в конце  концов; нет – стандарты, и извольте их добиться, кровь из носа…

Только кровь из носов рабов-учителей, даже если это хроническое кровотечение,  никого не волнует, как не важно, что каждая личность ребенка уникальна, и она никак не может быть подведена, если мы не хотим ее изуродовать,  под прокрустово ложе каких-либо «стандартов».

Причем, эти стандарты внедряются не только в школах, но и в ВУЗах и теми же самыми «садомазохистскими методами». Преподаватели одного из наших педагогических ВУЗов жаловались, что их как нерадивых учеников (а среди них и профессора!) построили перед какими-то «мальчиками из министерства» и те их долго журили и выговаривали за то, что они, дескать, плохо вбивают эти пресловутые «стандарты» в головы студентов. Ай-ай-ай, не заботятся о правильном развитии личности, так сказать. 

Ах, нет, забыл – как же, как же!.. А олимпиады, а работа с «одаренными детьми» - чем не развитие личности и выделение из «стандартов»?

Только опять же – всех, то бишь, тех, кто сверху,  по-настоящему волнует только успеваемость - содержание мозгов, а не душ.  И еще грызут «смутные сомнения», что за этим стоит очень циничная политика выделения из «неконкурентоспособного стандартизированного быдла» все тех же «конкурентоспособных», или «лидеров», из которых впоследствии и будет создана элита для управления тем же «стандартизированным быдлом».

Простите, если слишком эмоционально и грубовато, но ничего не могу поделать с этими сомнениями.

А если поспокойнее, то все последние тенденции с усилением контроля над детьми – все эти электронные журналы и дневники, турникеты и камеры в коридорах и классах (скоро, поверьте – будут во всех классах!) – все это выражение простой до тупости мысли: детей не нужно воспитывать – их нужно пасти. Да, именно – пасти, как пасут скот на пастбищах и загонах. Да, а заодно и присмотреть за «пастухами» – вдруг они общаются с «телками и бычками» не на «матерном» языке современных наук, как предписано образцово-показательным пастухам, а пытаются говорить о чем-то «высоком». То бишь вместо «стандартного» комбикорма подсунут питательного «свежачка»…

Коррупция… О, это отдельная тема!..

Не буду о коррупции в высших сферах – управлениях, министерствах, махинациях с поставками школьного оборудования, ЕГЭ и проч. Если бы коррупция была только там, можно было бы красочно возмущаться и гневаться по адресу кого-то.… Но в том то и дело – и это самое ужасное! – что самая настоящая коррупция живет с нами, среди нас и в нас самих.… Скажите, какие курсы, которые вы ни проходили, не завершались разговорами: «Так, девочки, по скольку будем скидываться?.. Надо же достойно отблагодарить… По тыще?..» Только не говорите, что этого нет.

Причем, что самое поразительное, инициатива сбора всех этих «благодарностей» исходит, как правило, от самих учителей. В очередной группе учителей, проходящих  повышение своей квалификации,  выбирается староста, пара его помощников, а они уже и организуют сбор «дани». Приходилось даже вступать в «жесткие» споры с этими самозваными «мытарями»: 

- Вас кто-нибудь заставляет собирать с учителей дань?
- Нет.
- Так зачем вы это делаете?
- Это наша благодарность нашим руководителям и преподавателям.
- Какая благодарность? За что?
- За внимательное отношение к нашим проблемам и за наше обучение.
- Да они за это зарплату получают. Это их непосредственные обязанности.
- Нет, они делают это с душой и заслуживают нашей благодарности в виде скромных подарков. 
- Подарки?.. Да их дарят только близким людям, которых особенно любят.
- А мы их как раз и любим за их труд и благодарим за него… 

И что тут возразишь этим «благотворителям»? Ясно, что все этой чисто воды лицемерие, где под «любовью» скрывается желание подмазаться и подстраховаться на случай учебных недочетов, а сам способ, каким это желание реализовывается, есть яркое свидетельство вошедшего в плоть и кровь принципа: «Не подмажешь – не проедешь». Грустно только, что этот принцип без каких-либо нравственных сомнений реализуется нами, учителями, людьми, которые по идее первыми должны показать пример слома этого мерзкого принципа.      

А все «подарки» от детей, родителей, родительского комитета!?.. И уже не пресловутые коробки с конфетами, а конверты с деньгами, или откровенный «заказ» - мне нужно то-то и то-то… И это не коррупция? И даже не моральное разложение? Впору задать себе жесткий вопрос: а имеем ли мы вообще моральное право кого-либо воспитывать?.. Неужели правда, мы настолько стали рабами, что приняли все навязанные нам окружающей средой «правила игры» и потеряли профессиональное учительское достоинство?

Еще по поводу рабства припоминаются последние мои курсы повышения квалификации. Где кураторша четко объяснила, что все идет к тому, что каждый учитель должен будет иметь свой сайт или страничку на общем сайте МО, где будет ОБЯЗАН помещать свои уроки и все результаты своего труда, все свои достижения, свое пресловутое портфолио.… А на наш вопрос – зачем? - последовал простой ответ: чтобы можно было проконтролировать каждого.

Просто, откровенно и со вкусом. Апофеоз политики пускания пыли в глаза (со стороны нас, учителей) и всеобщего контроля (со стороны тех, кто нас курирует).

Но самое страшное не это. Самое страшное, когда нам все это рассказали, – это реакция большинства. Не возмущение и протест, а страх!.. Ой, а как мы все это сумеем?.. Ой, а кто нас научит всему этому?.. 

Нас целенаправленно загоняют в электронный концлагерь, а мы боимся не суметь туда попасть…

Ну, так что, друзья и коллеги, – мы все-таки рабы или еще нет? А то, может, пресловутые ФГОСы  и имеют своей подспудной целью довести учителей до рабского состояния? Или все происходит по известной присказке: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда»?

Иногда с удивлением спрашиваю себя: почему в современной школе еще остаются учителя, как они оттуда не сбегут?

Ну, во-первых, бегут. Понятно, что учителям в возрасте нужно доработать до пенсии, а потом, так как пенсия нищенская, еще тянуть из последних сил, пока позволяет здоровье. А вот что касается молодых – то текучка среди них видна невооруженным глазом. Единицы из них пришли в школу действительно по призванию, большинство – от «некуда больше податься». В условиях, когда невелик выбор  - между школой и мелкой торговлей на рынке - некоторые решают рискнуть поработать в школе, но не тут-то было! Воспитанная на либеральных идеях молодежь, попадая в концлагерные условия школьного садомазохизма, тут же ужасается и сбегает при первой возможности.

Они и представить себе не могли, что то, что они видели только в фильмах и на телеэкране, оказывается, живет в реальной жизни и теперь железными пальцами хватает за горло их самих. 

Остаются единицы – те, кто сумел приспособиться и принял «условия игры». Или сломался и стал «рабом», или примкнул к касте «надсмотрщиков» и стал одним из них. Второе возможно только в том случае, если качества лагерного охранника в тебе существовали изначально, даже если ты об этом и не подозревал. И тогда школу можно поздравить с хорошей функцией «социального лифта» - она действительно в последнее время притягивает людей именно такого типа. Как говорится: каждому времени нужны свои герои. 

«Сломанной» молодежи, остающейся в школе, не позавидуешь. Ее «гнобит» не только начальство, но и ученики не прочь покуражиться над такими «новичками», сунувшимися в школу по недоразумению и по тому же недоразумению теперь не знающие, как быть дальше. 

А все из-за первоначальной неправильной мотивации, так как шли в школу не как добровольцы на фронт в сорок первом году, а думали просто «жить как все», а иногда даже как в сказке: «жить-поживать и добра наживать». Нет, современная школа – это действительно фронт, и идти туда – это идти под пули и снаряды, наступая на мины и оттаскивая погибших и раненых товарищей. Эх, никто этого им, беднягам и бедняжкам, в пединститутах не рассказывал. Может, хоть эта статья восполнит этот существенный пробел изначальной мотивации педагогической молодежи. 

А ведь с такой - «добровольческой» мотивацией, мотивацией педагогического призвания, мотивацией на спасение погибающих в тисках школьной садомазии учеников, можно идти в школу. Не только можно, но нужно. Что-что, а жизнь на пределе и за пределом физических, психических и духовных возможностей тебе точно будет гарантирована. И если ты выстоишь и выдержишь – точно жизнь свою не проживешь зря. Особенно по сравнению с унылой, пустой и пошлой жизнью сверстников, большей частью свернувшей ее к чисто животному существованию по принципу «против всех» с максимальным набиванием собственной  «потребительской корзины».

Все эти строки пишу, уже словно имея в виду самого себя и отвечая на вопрос, почему я до сих пор работаю в школе и не сбежал из нее.  Ведь хочешь – не хочешь, а приходится порой подчиняться современным школьно-концлагерным правилам: «С волками жить – по волчьи выть» и «Попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй». И не хочешь – а приходится. ФГОСы требуют!.. Так все-таки рабы мы, учителя, или еще нет?  

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Все верно.Именно поэтому я ушла из школы, получив выслугу. В Стерлитамаке ученик напал с ножом и ранил учителя и троих одноклассников и сам совершил попытку суицида. А что ему делать, если он - портящий показатели школы и никому баллы не добавляющий бесперспективный ученик, если ему везде дают об этом знать. Школа- стадион для гонок "успешных детей" , нас учителей поставили в такое положение,привязав зарплату к показателям. Автор забыл добавить, что все отчеты по воспитательной работе сдаются с фотографиями и проверяются все планы на наличие профилактики то одного, то другого в зависимости от того, что произошло в ближайшем прошлом.Это или пожар, или мошенники, или не дай Бог суицид. Учителем манипулируют все инстанции власти, все тычут что именно он виноват.В результате учитель заранее знает, что он виновен ,что-то не так сказал, не так сделал.И как узник концлагеря поднимает руку с номером, учитель уже ищет свою вину , а доля ее вины найдется.,родители ведь всегда правы.А как я начинала работать? Походы, экскурсии, живое общение по душам.Тогда еще не спускали все планы мероприятий с РОНО, мы сами могли проводить встречи, вечера.Тогда и дети были другие- не зомбированные смартфонами.

21 апреля 2018, 08:31
Пользователь

Завоевать Россию невозможно, разделить на части, как это произошло с Советским Союзом, даже в нынешней непростой экономической ситуации практически не реально. Остается один план, реализуемый внешними силами уже не первый год – уничтожать изнутри, разваливая здравоохранение и образование. Но если физическое здоровье человек еще способен хоть как-то контролировать самостоятельно, то от промывки мозгов ему защититься крайне тяжело. Особенно, если это происходит с самого раннего возраста.

И речь идет здесь не о телевидении и радио, и даже не о социальных сетях и популярных мессенджерах, а о детских книжках и школьных учебниках.

Один из крупных игроков на этом рынке – холдинг «Эксмо-АСТ», в состав которого входят такие издательства, как «Дрофа», «Вентана-Граф», «Астрель», образовательная платформа Lecta. До недавнего времени на 80% холдинг принадлежал виргинскому офшору «Лористоун лимитед». Сейчас же 33,5% акций холдинга владеет другой виргинский офшор - БВО «Коллер холдинг ЛТД», еще 24% у компании с Сейшельских островов «Редклифф Холдинг Лимитед». Номинальным владельцем с солидным пакетом акций числится книжный король Олег Новиков.

Кто на самом деле стоит за издательством? Издательство «Дрофа» выпускало учебники на деньги американского миллиардера Джорджа Сорос, имеющего довольно радикальные взгляды. Только вдумайтесь, в учебнике по географии для 8 класса написано, что оптимальная численность населения в России составляет 67,5 млн человек. А куда девать остальные 77 млн? В другом издании утверждалось, что «торговля наркотиками – очень прибыльный бизнес». Это учебник, которым «Дрофа» за деньги Сороса «воспитывала» наше потомство.

Интересно, а вы хотели бы, чтобы вашему сыну или дочке рассказывали, что прибыльно торговать наркотиками в 14 лет?

Сам Сорос активно вмешивается в мировую политику, пытаясь управлять целыми странами. Его кстати называли архитектором цветных революций, а в Россию его структуры проникли накануне развала СССР и в 1990-е годы развернули серьезную работу в образовательной сфере и в сфере НКО. Еще в 1988 году Сорос организовал в СССР фонд «Культурная инициатива». В 1995-м в России начинает работу фонд «Открытое общество», в 1996–2001 годах Фонд Сороса вложил в проект «Университетские центры Internet» около 100 млн долларов. На деньги Сороса было издано около 300 книг в 1994 году, 250 книг в 1995 году прошли педагогическую апробацию, 24 получили гриф «для школ в качестве учебников и учебных пособий» и с сентября 1995 года направлены в школу.

Еще один наглядный пример пропаганды от «ЭКСМО-АСТ» - это детская книжка «Астрономия на пальцах», вышедшая в этому году накануне президентских выборов в «АСТ». Книга призывает детей голосовать за слабого лидера: «Так что детишечки, когда вырастете, не голосуйте за сильного лидера с твердой рукой, а то будете славить очередного вождя и махать кайлом». Да еще в таких совсем не детских выражениях.

Изучая все эти вещи, невольно задаешься вопросом, как оградить наших детей от столь явного промывания мозгов, и хочется спросить правоохранителей, не пора ли навести порядок в нашем книгоиздательском бизнесе.

И вообще, кто такой этот гендиректор «ЭКСМО-АСТ» Олег Новиков, что ему позволительно печатать такие книги и, как говорят, пытаться сместить министра образования Васильеву, чтобы отжать целиком рынок учебников и впаривать всем детям России антироссийские идеи.

Андрей Караулов

16 апреля 2018, 13:57
Пользователь

Учителя из школ бегут. Чтобы восполнить нагрузку бегущих, оставшимся приходится вести по пятьдесят часов в неделю.

16 апреля 2018, 10:10
Пользователь

на самом деле везде есть люди и людишки, дело за выбором: быть или иметь.

15 апреля 2018, 22:22