Эксперты обсудили проект реформирования системы образования в РФ

В рамках XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялась презентация и обсуждение экспертного доклада "12 решений для нового образования", подготовленного Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Из 12 проектов по реформированию системы образования в РФ эксперты выбрали четыре.


​Напомним, ранее Центр стратегических разработок Алексея Кудрина и Высшая школа экономики подготовили экспертный доклад "12 решений для нового образования". В нем содержатся 12 проектов, направленных на реформирование системы образования в РФ. На сайте "Учительской газеты" опубликованы тезисы доклада и описание проектов.
 
По словам ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, 12 решений — это программа-максимум, они  предложены для того, чтобы увидеть весь спектр необходимых изменений. 
 
На сегодняшний день самыми важными направлениями по итогам дискуссий в профессиональном сообществе названы четыре: выравнивание образовательных возможностей детей, обновление подростковой школы, создание условий непрерывного образования взрослых, обеспечение равного доступа к качественному профессиональному образованию.
 
Ярослав Кузьминов напомнил, что в образование готовы вкладывать свои деньги 60% семей, при этом механизмы софинансирования не должны затрагивать право на бесплатное образование, гарантированное Конституцией России. Не менее важно привлекать средства бизнеса, использовать государственно-частное партнерство для решения инфраструктурных проблем образования. Еще один ресурс изменений – развитие цифровой среды: с ее помощью можно добиться результатов с меньшими финансовыми затратами, чем если использовать только традиционные формы.
 
Как отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, в нашей стране высокий уровень образованности населения и высокая доступность образования не приводят к росту производительности труда. В странах ОЭСР с высоким доходом 70% национального богатства составляет именно человеческий потенциал, капитализированный в интеллектуальных продуктах и сервисах, в России этот показатель - лишь 48%. Но образование не является заложником несовершенных институтов рынка труда или плохого бизнес-климата, проблема заключается в его недостаточном качестве. Например, мы пока недостаточно успешно формируем у школьников навыки XXI века. Согласно результатам исследования PISA, менее 2% российских школьников достигают высшего уровня в трех областях базовой грамотности, а в Южной Корее – 6,5%.
 
Проблемы связаны еще и с тем, что Россия драматически отстает от стран-конкурентов по уровню финансирования образования, напомнил Исак Фрумин. В последние годы уровень реального финансирования образования значительно снизился, и средств не хватает. Затруднено внедрение нужных и важных опций, повышающих образовательный результат. Характерный пример – рабочие тетради для школьников, делающие учебный процесс более комфортным. Регионы не готовы тратить бюджетные деньги на их ежегодную закупку, а родители не готовы тратить свои, поскольку считают, что общее образование должно быть полностью бесплатным.
 
Помощник президента России, экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко напомнил, что авторы экспертного доклада стремились дать ответ на два вопроса: как образование может способствовать развитию страны и как средствами образования обеспечить самореализацию каждого человека. Вопрос о том, как при этом будут чувствовать себя работники образования, тоже важен, но второстепенен, считает Андрей Фурсенко.
 
В ходе дискуссии руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина сказал о необходимости учитывать не только экономические показатели эффективности привлечения дополнительных средств в систему образования, но и социально-педагогические, как это делается в Москве. По его мнению, рост бюджетных расходов на образование не нужно растягивать на несколько лет – опыт Москвы показывает, что выделение больших средств в течение полутора лет дает длительный эффект.
 
Президент группы компаний "Просвещение" Владимир Узун отметил важность создания в России новых школ "цифрового формата", которые станут современными образовательными центрами, и предложил начинать преобразования со старшей школы. В этой программе готов участвовать бизнес, так что средства, которые вкладывает государство, в этом случае удастся увеличить вдвое. 
 
- Уже готовы финансовые модели и дорожные карты, выявлены барьеры, которые мешают частному бизнесу инвестировать в образовательную отрасль. Намечены конкретные меры, которые помогут их устранить, — сообщил Владимир Узун.
 
Руководитель Фонда "Талант и успех" Елена Шмелева назвала системообразующим фактором экономического успеха страны работу с талантами. По ее мнению, необходимо привлекать представителей науки и высшей школы, наставников с предприятий к обучению одаренных детей. Именно они станут «заказчиками смыслов», и по этой модели уже сегодня работает образовательный центр "Сириус" в Сочи.

 

Комментарии

Оставить комментарий
  • ( 234325 ) Могильщики от образования.

  • Виктор Степанов ( 586468 ) Нужно развивать и всячески поддерживать негосударственный сектор образования. Только тогда можно говорить об успешном его развитии.

  • 2 x 2 ( 250242 ) спецы от госдепа по разрушению образования в РОССИИ.

Другие новости по теме

18 апреля 2018 г. Оковы для учителя

18 апреля 2018 г. Ученики красноярской школы зарабатывают на мусоре

18 апреля 2018 г. Женщина подложила диктофон в школьный рюкзак сына. И узнала, что главные тролли школы — это учителя

16 апреля 2018 г. Медиков и учителей в Алтайском крае становится все меньше

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru