Потемкинские указы

Учителя и даже ОНФ констатируют: распоряжения главы государства, выпущенные 6 лет назад, не выполнены до сих пор. Наоборот, стало только хуже.

Президент РФ Владимир Путин заявил, что зарплата учителей почти везде достигла средней по региону. «Была поставлена задача в 2012 году — обеспечить средний доход учителя в школе не ниже среднего по экономике. В целом мы эту задачу решили, где-то в отдельных местах еще что-то нужно доработать, но в целом задача решена», — сказал Путин на встрече с доверенными лицами. Учителям, работающим на местах, при встрече с главой государства, видимо, придется его разочаровать.

«Президент неоднократно говорил о том, какие возникли проблемы с выполнением „майских указов“. Главные проблемы заключаются в том, что законодательно не отрегулировано понятие сверхурочной работы учителей. В связи с этим учителей принуждают работать вместо 18 часов, то есть ставки, по 40 и более часов — для выполнения этих указов. Я хочу надеяться, что президент, когда говорил о средней зарплате по региону, то имел в виду среднюю зарплату за нормальное количество часов. Однако многие регионы не имеют денег для реализации этих указов и поэтому вынуждают школы заниматься различного рода манипуляциями. Наконец, система оплаты труда, которая введена у нас с 2008 года, никак не способствует тому, чтобы учителя получали достойную зарплату», — рассказал сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

По словам профлидера, в регионах все громче звучат голоса о необходимости возвращения к понятиям ставки и тарифа — ставка, хотя бы минимальная, должна быть одинаковой во всех регионах.

Также возникло много проблем в регионах с определением подушевых нормативов, исходя из которых осуществляется финансирование школ. «Каждый регион рассчитывает этот норматив по-разному, исходя из своих собственных представлений. Отсюда — финансирование школы в разных регионах опять-таки отличается в разы. Все нынешнее исполнение президентских указов — это просто издевательство над учителями», — подытожил Всеволод Луховицкий.

Коллектив педагогов обратился к министру образования РФ и председателю комитета Госдумы по образованию и науке с предложением реформировать систему оплаты труда педагогов. Инициативная группа создала онлайн-петицию в Интернете, в поддержку которой активно подписываются педагоги их разных регионов.

Согласно предложению инициативной группы учителей, необходимо реформировать работающую ныне «новую систему оплаты труда» (НСОТ), действующую с 2008 года. Одно из предложений предусматривает введение единой тарифной сетки. При этом минимальный базовый оклад (ставка) для педагогических работников не должен быть менее двух МРОТ.

«Мы считаем, что в том виде, в котором существует НСОТ, она, во-первых, себя не оправдала, во-вторых, себя изжила. Время показало несовершенство этой оплаты труда», — рассказала председатель профорганизации работников образования Череповца Наталия Кукушкина.

Педагог констатировала, что произведенное недавно повышение МРОТ до прожиточного минимума означает, что зарплаты работников образования, которые работают на одной ставке, — например, молодых учителей, — сравняются с зарплатами уборщиц. 

Серьезное недовольство у педагогов вызывает и ситуация, когда зарплаты учителей сильно разнятся по регионам. «На бумаге „майские указы“ как будто выполняются. Выполнение этих указов вообще, на мой взгляд, свелось именно к созданию правильной отчетности. При этом замалчивают факты о том, с какой нагрузкой работают педагоги. Норма составляет 18 часов, однако у нас люди ведут две ставки и больше. Есть педагоги, которые ведут по 40 часов, что уже ни в какие разумные рамки не вмещается. И делают они это не потому, что хотят много заработать, а просто потому, что преподавать некому. Молодые педагоги в школу приходят и очень быстро из нее уходят», — рассказала Кукушкина.

По ее словам, наиболее незащищенными сегодня являются педагоги в провинции, где нет работающих профсоюзов, а директор школы начисляет стимулирующие выплаты по своему произволу, часто — самому себе.

В подробностях о ситуации могут рассказать учителя школы села Звериноголовского Курганской области, которые в начале года заявляли о намерении приостановить работу в связи с невыплатой заработной платы.

Председатель профорганизации «Учитель» в Звериноголовской школе Владимир Кочеулов рассказал, он является учителем 1-й категории, работает на полторы ставки, однако в течение 2016—2017 годов не получал стимулирующих выплат. Его зарплата составляла 14 тыс. 700 рублей. Только после объявления о готовности начать забастовку учителям Звериноголовской школы в январе выплатили стимулирующие. Кочеулов получил дополнительно 5 тыс. рублей. Кроме того, губернатор пообещал, что зарплата педагогов достигнет, вместе со стимулирующими, 22,5 тыс. рублей.

Учитель уточнил, что в течение двух лет стимулирующие выплаты, предназначенные педагогам, уходили на зарплату техническому персоналу школ. «Технический персонал должен был получать зарплату из районного бюджета. А так как в районном бюджете средств не было, то районные чиновники вместо обращения к губернатору за деньгами пошли по простому пути: деньги, которые шли на стимулирующие учителям, перечисляли на вспомогательный персонал», — рассказал Владимир Кочеулов.

Заявление учителей сельской школы о готовности объявить забастовку привело к серии отставок в Курганской области. «У нас начались кадровые чистки. Сняли директора нашей школы, руководителя районного управления образования, начальника финуправления районного образования, начальника департамента образования и начальника финансового обеспечения области. Также повис вопрос насчет главы Звериноголовского района. Губернатор уже объявил об отставке главы Петуховского района и анонсировал отставки еще двух глав районов. Наш глава — первый кандидат на отставку. Прокуратура области дала представление губернатору о том, что были финансовые нарушения, и о необходимости их устранения. Эти нарушения признал департамент образования», — сообщил руководитель профорганизации.

Задача по повышению зарплаты учителей до средней по региону в целом по России не решена, считает 1-й зампред комитета Госдумы по образованию, депутат Олег Смолин. Как заявил парламентарий корреспонденту «Росбалта», в 2012 году, когда принимались «майские указы», эта цель была даже ближе, чем сейчас.

«По данным Общероссийского народного фронта — организации, которая создана для поддержки президента, — в 75-ти регионах страны из 85-ти указ президента в части оплаты учительского труда не исполняется. По данным того же фронта, учителя работают в среднем не на одну ставку, а более чем на полторы. То есть указ не исполняется даже тогда, когда каждый учитель в среднем работает за полтора педагога. По тем же данным, разница в оплате учительского труда в России превышает четыре с половиной раза. В наиболее бедном регионе она составляет около 20 тыс. рублей, в наиболее богатом (Ямало-Ненецкий автономный округ) — около 92 тыс. рублей», — рассказал Олег Смолин.

Депутат напомнил, что в федеральном бюджете 2018 года предусмотрены некоторые деньги на поддержку регионов для выплаты зарплаты учителям. Однако министр финансов уже заявил, что в 2019—2020 годах регионы должны будут решать эту проблему самостоятельно. «Я не исключаю, что даже по сравнению с зарплатой 2018 года учительская зарплата в 2019—2020 годах будет падать», — констатировал народный избранник.

Олег Смолин подчеркнул, что учителя уже остро чувствуют свою социальную неустроенность. «Согласно социологическим опросам, за один только год: с 2015-2016 по 2016-2017 учебные годы количество учителей, довольных своим статусом и зарплатой, сократилось с 42% до 22%», — сообщил депутат.

Обращение властей к теме «майских указов», утверждения, что эти указы выполняются, напоминают одну восточную поговорку. Сколько ни говори: «халва, халва…», во рту слаще не станет.

Комментарии

Оставить комментарий
  • Виктор Кораблев ( 232141 ) Пермский край, Сивинский район. В результате оптимизации сети образовательных учреждений В 2018 году уровень заработной платы учителей (за ставку) некоторых школ по отношению к МРОТ вернулся к уровню 2010 года, а по отношению к реальным доходам вернулся на уровень 2012 года! В действующей с 01.01.2018 года системе оплаты труда тарифная ставка учителя равна 9489 р. (МРОТ) за 18 часов (норма часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы) плюс 15 % районного коэффициента. И отсутствуют повышающие коэффициенты за стаж, квалификацию, сложность предмета, предусмотренные действующим законодательством Р.Ф. Также не учитываются 25 % сельским специалистам. В итоге заработная плата учителя составила 10912 рублей (С НДФЛ). И нет никаких "стимулирующих" надбавок. Предоставленный ФОТ на 2018 год не позволят такую "роскошь"! ...Чем отличается в данной ситуации неквалифицированный труд и работа Учителя в сельской школе? Лишь возможностью работать сверх нормы, выплатой компенсации за коммунальные услуги и надеждой на льготную пенсию, если не "сгоришь" на работе! За "неудобные" вопросы был уволен по ст. 77 п.7 19.01.2018. Подробнее на своей странице http://satinoschool точка ру

  • 2 x 2 ( 250242 ) ну и где те ааатветсвенные лица/физиии, аатвественные на местах за выполнеееение?

Другие новости по теме

23 апреля 2019 г. Медведев поручил подготовить курс экологического образования для школьников

22 апреля 2019 г. Как реальные зарплаты учителей оказались не такими, как на бумаге

19 апреля 2019 г. «Учитель получает ₽10 тыс.» Директор школы просит изменить подход к зарплатам педагогов

19 апреля 2019 г. В России стартовало новое исследование качества образования

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru