Часы порежем, зарплату оставим. Челябинские учителя боятся обнищать

Учителя челябинских школ жалуются на парадокс: несмотря на скрупулезное выполнение местными властями «майских указов» президента РФ о повышении зарплаты педагогам, многие преподаватели с 1 сентября 2018 года рискуют серьезно потерять в заработке из-за искусственного ограничения нагрузки, количества уроков, которых ведет каждый специалист. Чиновники на уровне муниципалитета и области заявляют, что никаких регламентирующих такое ограничение приказов не существует. «ФедералПресс» провел собственное расследование и выяснил, почему заработок педагогов не растет.

 Платят больше, получают – меньше

В январе 2017 года учителя Южного Урала получили долгожданное повышение окладной части своего заработка. Если раньше оклад педагога за полную ставку – 18 учебных часов в неделю – составлял чуть более 10 тысяч рублей, то в последний год эта сумма выросла до 15,1 тысячи рублей – почти в полтора раза. Соответственно повысились и заработки школьных преподавателей. Однако счастье оказалось недолгим: уже сейчас в нескольких школах Челябинска педагоги вынуждены подписываться под нормативными актами, созданными руководством учебных заведений, обязуясь не брать себе нагрузку больше полутора ставок – 27-30 часов в неделю. Таким образом, учитель, в последние месяцы получавший больше 30 тысяч за работу на две ставки, в следующем учебном году не сможет заработать больше 22,6 тысячи рублей. В некоторых случаях ограничение вводится вообще с 1 февраля.

«Еще в конце 2016 года нам раздали уведомления за подписью директора школы, – на условиях анонимности рассказывает один из обратившихся в редакцию «ФедералПресс» педагогов Ленинского района Челябинска. – Ссылаясь на положение городской думы об оплате учителей и статьи Трудового кодекса, директор сообщает нам парадоксальную вещь: должностной оклад увеличивается без увеличения уровня зарплаты. То есть зарабатывать больше мы, видимо, не имеем права».

В предоставленном «ФедералПресс» бланке уведомления, кроме того, есть предупреждение: отказавшиеся работать в новых условиях будут уволены по пунктам 1 или 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса, то есть по соглашению сторон или из-за отказа сотрудника от продолжения работы.

Почему вопрос об урезании учительской работы и денег встал только сейчас? Дело в том, примерная «расчасовка» на будущий учебный год в школах составляется весной текущего года. Общее число уроков по каждому предмету подвержено колебаниям и зависит от нескольких факторов: сколько будет набрано первых классов, сколько выпустилось одиннадцатиклассников. Кроме того, во многих учебных заведениях заново формируются десятые классы: например, из двух «общих» девятых классов составляются три профильных десятых, каждый со своим уклоном – в естественно-научные, гуманитарные или экономические дисциплины. Кроме того, есть нюансы. Например, президент Путин выступал с инициативой о введении в школах дополнительного урока физкультуры, власти на местах эту идею охотно подхватили... Но обязательным дополнительный, третий на неделю урок так и не стал, так что, например, на физруках любой директор школы запросто может «сэкономить». Таким образом, нагрузка на учителей-предметников и без того меняется из года в год, но до сих пор это были не слишком значительные и по большей части естественные колебания.

fe61c64a017a29d3ac01c0fc94929921.jpg 

Министр образования Челябинской области Александр Кузнецов не видит в ограничении почасовой нагрузки ничего страшного.

«Так это же хорошо! – заявил министр, узнав о причине обращения педагогов в редакцию. – Заработная плата педагогов Челябинской области в любом случае поддерживается на уровне, заданном указом президента. И перед нами стоит задача увеличивать зарплату не за счет большого количества часов, а за счет качественной работы, причем не только непосредственно на уроках. Зачем мне хвалить работодателей, которые поставили работу просто на конвейер. Я думаю, опасения учителей беспочвенны. Заработок учителя зависит не только от количества часов, которые он ведет, но и от массы других параметров. Конечно, часы – это одна из основных составляющих, но кроме них есть воспитательная, методическая работа, внеурочная деятельность, которая является частью образовательного процесса. Поэтому думать, что если у человека протарифицировано меньше часов, то и зарплата будет никакая, неправильно: так полагают только не разбирающиеся в структуре заработной платы люди, не понимающие, к чему мы идем».

Разумеется, заработок педагогов не складывается исключительно из окладной части. Есть оклады в системе дополнительного образования – порядка 12 тысяч рублей за 18 часов. Но, как утверждают педагоги, занятому ведением уроков учителю получить больше трех часов кружков нереально, то есть в месяц выходит добавка к основной части зарплаты около 2 тысяч рублей. Кроме того, существуют надбавки за стаж, за классное руководство, за профессиональную категорию – но для абсолютного большинства учителей погоды они не делают, так как в месяц добавляют буквально по несколько сотен рублей. Сейчас, по словам педагогов, работники из школ, где введены ограничения, пытаются скомпоновать под себя расписание с минимум «окон», чтобы иметь возможность высвободить хотя бы половину дня для подработки на стороне, в соседней школе. Удается это не всем: во-первых, у «соседей» могут быть те же проблемы, во-вторых, некоторые директора такие «походы за длинным рублем» не одобряют. Однако зачем вообще вводить ограничение?

Манок для вчерашних студентов

«Год назад нам увеличили в полтора раза оклад, а теперь режут нагрузку, – заявляет один из преподавателей. – Но ведь общее число часов в школе не изменится от того, что мы откажемся от какого-то количества уроков!»

«Мы обсуждали эту проблему с коллегами, – сообщает другой педагог, работающий в школе Тракторозаводского района. – И пришли к выводу, что такое искусственное ограничение до полутора ставок нужно только для одного: на высвободившиеся часы в школу примут новых специалистов, а руководство потом бодро отрапортует, что после выполнения «майских указов» в школы потянулись молодые специалисты».

Заметим, формально «майские указы» в Челябинской области действительно выполнены и перевыполнены: по данным пресс-службы регионального министерства образования, средняя заработная плата педагогического работника на Южном Урале составляет 31,02 тысячи рублей. Это даже чуть-чуть больше суммы, указанной в распоряжении президента Владимира Путина, требовавшего в свое время поднять учителям зарплату до 30,6 тысячи. Однако, как указывают педагоги, статистика отражает только «среднюю температуру по больнице».

«Знаю, что несколько педагогов из школы №155 ходили на прием в комитет по делам образования челябинской администрации, – продолжает источник «ФедералПресс» в школьной среде. – Чиновники удивились таким сведениям и заявили, что никакого приказа, ограничивающего почасовую нагрузку для учителей нет и быть не может: закон это никак не регламентирует. Однако в то же время у нас в школе шепотом говорят, что если кто-то в будущем году получит больше 27 часов, то директору «дадут по шапке» А кто? Прямое наше руководство – как раз городской комитет!»

Ответ сотрудников комитета «ходокам» подтвердила корреспонденту «ФедералПресс» начальник комитета по делам образования Светлана Портье.

«Никакого приказа мы не издавали точно, – заявила Светлана Викторовна. – Если в какой-то школе вводятся такие ограничения, то считающим себя несправедливо обиженными учителям стоит обратиться напрямую ко мне, уверена, мы решим этот вопрос. Ограничений нет».

Впрочем, пока напрямую к Светлане Портье преподаватели обращаться не желают. Корреспондент «ФедералПресс» пообщался с учителями из пяти школ города. Большинство признаются: молчат, потому что боятся.

«Педколлектив – это закрытая каста, директор в состоянии превратить в ад жизнь любого работника, – утверждают преподаватели. – Если пожаловаться официально, то работать в школе потом точно не удастся. И, несмотря на дефицит преподавателей, не факт, что удастся устроиться в другую: руководители учебных заведений все знают друг друга».

Хоть из школы не вылезай!

Справедливости ради заметим: искусственное ограничение ставок вводится далеко не во всех образовательных учреждениях Челябинска. Так, учителя школы №153 в Центральном районе Челябинска, куда обратился корреспондент «ФедералПресс», даже удивились, узнав о проблемах коллег из других районов.

«Ничего такого у нас не было, – заверила «ФедералПресс» преподаватель начальной школы Наталья Осинцева. – Бери часов сколько сможешь, хоть из школы не вылезай! Другое дело, что жадничать тоже не стоит: с 40-часовой нагрузкой неизбежно упадет качество работы. Учитель ведь не только ведет уроки – есть составление документов, проверка домашних заданий и контрольных работ, внеклассная работа, классное кураторство и многое другое».

Ситуация разнится не только от школы к школе, но и от города к городу. В Чебаркуле, например, учителей-стахановцев только приветствуют: местная школьная система задыхается от кадрового голода.

«У нас рады любому, согласившемуся пойти учителем, – рассказывает преподаватель русского языка и литературы в одной из чебаркульских школ Дарья Малахова. – Просто потому, что работать некому. Нам бы и по 25 часов в сутки брать разрешили, только это физически невозможно. В Челябинске, наверное, другая ситуация, а у нас настоящий кадровый кризис».
Лишним доводом в пользу того, что введение «часовых ножниц» – личная инициатива отдельных директоров служит и еще один факт: даже в школах, где большинство педагогов из страха или просто не подумав подписали уведомления, остались учителя, не отказавшиеся от нагрузки в 2 – 2,5 ставки. Правда, как свидетельствуют наши источники, это в основном пожилые, заслуженные работники, достаточно авторитетные, чтобы противостоять официальному руководству».

«Это, конечно, частная инициатива, – подтверждает Александр Кузнецов. – Но я неоднократно говорил, что и министерство будет стремиться снижать среднюю почасовую нагрузку на учителей. При этом заработная плата будет расти. Это моя личная позиция, она не регламентирована какими-то нормативными актами. Собственно, регламентировать ее мы и не имеем права, потому что какие-то касающиеся нормирования акты могут издаваться только на уровне образовательной организации. Но мы с неудовольствием смотрим на те школы, где нагрузка зашкаливает все разумные пределы. Мы за то, чтобы у педагога нагрузка была в районе примерно 20-21 часа в неделю, чтобы оставалось время для других аспектов учительской деятельности. И уровень заработной платы, я подчеркиваю, будет поддерживаться на заданных параметрах. Это даже не указ президента, это требования федерального закона».

Молодежи взяться неоткуда

Некоторые челябинские учителя не просто переживают за собственный заработок: по их мнению, странные шаги руководства школ свидетельствуют не столько о желании выслужиться, сколько о серьезном кадровом кризисе всей системы общего среднего образования. С ними согласны и на периферии Челябинской области. По мнению директора троицкого лицея №13 Сергея Старченко, «хэдхантерские» приемы с искусственным освобождением ставки для молодого преподавателя не сработают даже в Челябинске. В провинции ситуация с молодыми специалистами еще хуже.

«Молодых педагогов реально не хватает, – утверждает директор лицея, поддерживающий связи со многими сильными школами региона. – Критически не хватает преподавателей математики, физики, иностранного языка – выпускники педагогического университета просто не доходят до школы. Педвуз в Магнитогорске закрыт, а челябинский выпускает по две группы тех же физиков и математиков в год вместо четырех, как было в прошлом. В школы идут ребята, закончившие, например, «приму» (прикладная математика) в ЮУрГУ. Они знают свой предмет, но вот преподавать его просто не умеют! В Троицке доходит до того, что на отдельные предметы директорам приходится ставить выпускников ветеринарной академии. Ветеринары преподают географию и алгебру!»

«Кадровая нехватка? Да, в сельских районах эта проблема существует, но там не хватает специалистов в любой сфере хозяйственной деятельности, – парирует министр Кузнецов. – Физической нехватки преподавателей нет почти нигде, вот к качеству большие вопросы. Мы как раз сейчас работаем над повышением квалификации преподавателей в сельской местности и малых городах. Да, есть ситуации, когда какие-то предметы ведут даже не специалисты, но, к счастью, она не тотальная. Что касается Челябинска, то тут, насколько я знаю, вообще уже конкурс объявляют между педагогами – претендентами на место. В свое время, четыре-пять лет назад, была проблема с «иностранцами» (преподаватели иностранных языков – прим. «ФедералПресс»). Сейчас она решена, доходит до того, что учителя английского языка не могут найти места в школах. Беспокоят физики – очень приличный возраст у большинства преподавателей. В центре внимания должно быть именно качество, профессиональные компетенция педагогов».

Подробнее: http://fedpress.ru/article/1982838

 

Комментарии

Оставить комментарий
  • Виктор Степанов ( 586468 ) Можно повысить оплату, а можно сделать вид, что повысили

  • Сергей Евсютин ( 636083 ) Во многих регионах России остро стоит вопрос оплаты труда. В интернете появляются обращения к Президенту Российской Федерации Путину В.В., министру образования и науки Васильевой О.Ю. Однако, почти все самые острые проблемы оплаты труда можно снять, если выполнить Единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, которые подписали не только представители профсоюза и самого большого объединения работодателей, но и представители Правительства РФ. К сожалению, уже не первый год, как Единые рекомендации игнорируются. Десятый раздел данных Единых рекомендации посвящен особенностям формирования систем оплаты труда работников сферы образования. В нем указано, что «в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии, выполнения в 2018 году целевых значений показателя средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников, рекомендуется осуществлять путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда в организациях, с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации». Это значит, что ставки и оклады в сумме должны составлять не менее 70% от фонда оплаты труда. Остальные 30% - это сумма оплаты за работу сверх ставок и окладов, стимулирующие и компенсирующие выплаты, оплата за заведование кабинетами, проверку тетрадей, за классное руководство и т.д. Элементарные подсчеты покажут, что многие организации, особенно школы, вначале будут не в состоянии выполнить эти условия. Почему? Из- за слишком большой учебной и другой нагрузки. Следовательно, образовательным учреждениям придется не сокращать сотрудников, а увеличивать количество ставок и работников. Следует учесть, что Указ Президента РФ № 597 от 07.05.2012 года будет выполняться независимо от средней учебной нагрузки учителей по регион (обязаны и по мунициплитету). Так лучше иметь зарплату равной средней по региону за 20 часов, чем такую же зарплату за 30 часов .

  • zavuchuser813150 zavuchuser813150 ( 566854 ) Как можно качественно вести 2 ставки! У меня 23 часа, я головы от стола не отрываю. Да еще на каждый урок - конспект, все конспекты у нас требуют хранить год, по папочкам разложи (да еще купи эти папочки), да чтобы конспекты соответствовали, со всеми УУД (пока УУД пропишешь - уже устанешь) по 6 - 10 листов бывает на один урок. Да еще карточки, различные метод. материалы. У меня - полный стол бумаг. И зачем? Я только из-за конспектов не смогла бы столько часов вести. Отчеты - это слезы, по сравнению с текущей работой. Я очень люблю свою работу, люблю работать с детьми, но бумага - все отравляет! Все эти ФОСы, КИМы - работаем для "дяди". Все папки прошиты, пронумерованы, печать, подпись - прямо режимный объект какой-то. А теперь совсем весело - требуют, чтобы мы отрабатывали праздники. Мало того, на следующий год сказали всем составлять поурочное планирование на праздники включительно. Т.е. я на 8-е марта должна планировать уроки. А потом их отрабатывать. Как вам это? Для меня это звучит ненормально. Это идиотом нужно быть, чтобы праздники планировать. А у нас администрация в серьез об этом говорит. Неужели так везде? Я считаю, что нужно утверждать годовую программу школы с учетом этих праздников. (т. е количество учебных дней должно соответствовать количеству реальных рабочих дней. Мы же знаем заранее когда у нас праздники. Но мне говорят, что по Санпину мы должны отработать 34 недели, и вписаться при этом до экзаменов. И что все предметы должны вестись определенное количество часов, не больше - не меньше. Вот, допустим, русский язык у меня каждый день, значит 34 я должна умножить на 5 = 170 часов. Я же считаю, что программы по ФГОСу мы пишем по примерным рабочим программам и там количество часов не прописано. Зачем же тогда мы вообще программы пишем? Помогите разобраться. Где найти ответ? В таком режиме работы, работать уже совсем не хочется.

  • 2 x 2 ( 250242 ) Сейчас она решена, доходит до того, что учителя английского языка не могут найти места в школах. Беспокоят физики – очень приличный возраст у большинства преподавателей. - Рассуждения, как о тягловых животных.

Другие новости по теме

17 июня 2018 г. Экзаменов для выпускников школ станет на порядок больше

17 июня 2018 г. РОДИТЕЛИ СТАЛИ ЧАЩЕ ПРОВЕРЯТЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ДНЕВНИКИ

17 июня 2018 г. Директора-блогера сыктывкарской школы №18 пригласили в гости к Андрею Малахову

16 июня 2018 г. Учителям заплатят за экзамен

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru