«Маргинальная профессия». Молодые учителя о первых годах работы в школе

Аргументы и Факты

Какие проблемы встают перед учителями в школах и как молодые педагоги, вооружившись новыми подходами к образованию, пытаются их решить – в материале «АиФ-Черноземье».

Ярослав Михалев: Урок – это 40 минут, которые вы и еще 30 человек проживаете вместе. Это маленькая жизнь, в течение которой мы учимся строить взаимоотношения.
 

Парты в ряд, учитель у доски, поднятая для ответа рука – за два века истории школьного образования в России формат сеяния разумного, доброго, вечного в детские головы, казалось бы, не изменился. Появились нагоняющие ужас на подростков ОГЭ и ЕГЭ, сборы денег на шторы и электронные журналы. А вот время диктует новые требования. Выпускникам школ мало знать алгебру и географию, нужно обладать компетенциями, отвечающими современным стандартам: креативностью, аналитическим мышлением, умением работать в команде, эмоциональным интеллектом и так далее. А прививать их должны учителя – усталые, малооплачиваемые, с кипами тетрадей в тяжелых сумках.

Организаторы общественного проекта «Учитель для России» собрали воронежских учителей – молодых и опытных, – чтобы обсудить, с какими вызовами современные преподаватели сталкиваются каждый день и как молодые педагоги креативно на них отвечают.

Не учат, а дрессируют

На вопрос, какое образование дает школа юному человеку сегодня, учителя единогласно отвечают: «Никакое». Многие из них давно променяли классную доску на частное репетиторство. Так и заработать можно больше, и есть шанс чему-то научить школьников.  

«Я имею 15-летний стаж работы в школе, но сейчас работаю репетиром, - говорит математик Алексей. – К сожалению, сейчас школа готовит просто рабочую силу, не имеющую понимание того, что происходит в стране. Школа не учит жизни, она тупо подготавливает к ОГЭ и ЕГЭ».

«Произошла полная замена образования бюрократией. Нашим проверяющим неважен итог обучения. Им нужна программа, календарно-тематическое планирование, - говорит школьный учитель физики Дмитрий. – Кроме того, нет понимания, что и в каком возрасте нужно давать ребенку, что ему интересно. Постулат такой: чем раньше мы начнем учить алгебре, тем лучше он будет ее знать. Но получается, что мы пытаемся впихнуть в голову ребенка то, к чему он еще не готов. А когда он подходит к тому возрасту, когда может взять ту или иную тему легко, он уже давно потерял к этому интерес».

Студентка Юлия только планирует стать преподавателем, но она уже готовится встретить стену из незаинтересованности детей в собственном образовании: «Сейчас в школах преподается только теория, фактически нет никакой практики. И интерес к процессу образования падает. Опытные учителя не хотят учиться сами и приносить в школу новые методики. И даже когда приходит молодой преподаватель в школу, старший преподавательский состав своим примером гасит его порывы к творчеству».

Еще одним бичом школьного образования учителя считают систему оценивания знаний учеников. По их словам, она давно свелась к трем баллам: 3, 4 и 5. Администрация и родители давят на преподавателей, принуждая их «рисовать» оценки ради поднятия общего уровня успеваемости.  

«На первых занятиях я всегда проверяю уровень знаний моих учеников, - говорит репетитор Андрей. -  У всех дневниках «пятерки» и «четверки», но я задаю элементарные вопросы, и они не могут на них ответить. То есть знают они на «тройку» в лучшем случае. Те дети, которые плохо учатся или не учатся вообще, получают те же самые «тройки». Нельзя замотивировать ученика, если он сам этого не хочет».

Квесты, телемосты и флаг для полярной станции

Исправить ситуацию помогает креатив и неравнодушный подход к каждому уроку, уверены молодые учителя. Юлия предложила своим ученикам вместе снимать ролики и фильмы, и сейчас ребята даже организовали школьный фестиваль короткометражного кино. Ярослав вместе школьниками придумывает общественные проекты и помогает претворить их в жизнь. А Александра на своих уроках английского в старших классах часто организует квесты.

«Я пытаюсь забыть про учебники, за что меня сильно ругают. Так получается, что я все время нахожусь между классом и администрацией школы, и я на стороне детей, - говорит молодой педагог. - Когда я вижу, что у меня класс спит, ничего не хочет делать, я понимаю, что их как-то надо растормошить. Тогда я просто выпускаю их из кабинета и устраиваю квест. Дети счастливы, бегают, решают задачи, думают, работают в команде и просто оживают и начинают получать удовольствие от образовательного процесса. Конечно, я получаю «по шапке» от администрации, но это того стоит. Сейчас многие школы имеют возможность пригласить иностранца, носителя языка для работы с детьми. Многие школы этой возможностью пользуются, но, к сожалению, не моя».

 Мария работает с детьми начальной школы и ведет у них, пожалуй, самые необычные уроки английского языка.

«Меня зовут Мария Рафиковна, но так как я работаю в младшей школе, иногда я Мария Жирафиковна или Хореографиковна, - улыбается девушка. - В начальной школе дети учат английский как какую-нибудь латынь. В учебнике на одной странице могут встретиться слова «дворецкий» и «русалка», и я не знаю, при каких обстоятельствах дети могут употребить их в обычной жизни. Однажды я вела урок в третьем классе, и мы читали текст про Канаду. Один мальчик поднял руку и спросил: «Откуда вы знаете, что Канада существует? Может быть, вы ее придумали?» Я предложила поспорить на шоколадку, что я докажу существование Канады. Нашла канадскую учительницу, и мы устроили телемост с ее классом. Дети задавали вопросы, показывали вид из окна школьного класса. С тех пор у нас были мосты с Австралией, Америкой, Индией, Китаем. Мы устраиваем математические баттлы между детьми из разных стран. Школьная учительница, вдохновившись нашими уроками, технологии устроила проект «Завтраки стран мира», и ее ученики в прямом эфире готовили завтрак вместе с ребятами из Бразилии. Другой класс у нее шьет флаг, который отправится на Антарктиду и будет там установлен».

Ярослав рассказал о первом опыте работы в чужой школе, когда сразу несколько участников программы «Учитель для России» определили на работу в одно и то же учреждения. Все они договорились использовать один и тот же прием – вместо оценок выдавать ребятам карточки за правильный ответ или хорошую реплику. Набрав три карточки, можно было получить «четверку», а скопив пять – высший балл.

«Мы откровенно говорили, что оценки для нас не важны. Я люблю историю и хочу рассказывать вам о ней. Но мы живем в условиях, когда есть оценки, поэтому давайте как-то договариваться. У ребят появлялась возможность самим себя оценить, получить четверку или накопить на пятерку, - рассказывает Ярослав. - Мне было интересно с детьми делать урок так, чтобы они были субъектом деятельности, участниками. Я подготавливаю слайды к урокам и специально вставляю в один из них полную бессмыслицу. Они записывают, я жду тот момент, когда кто-то из них осознает, что они пишут белеберду. Или даю ученикам два варианта ответа на вопрос, и ни один из них не правильный. Так я учу их внимательно и критично относиться к тому, что происходит вокруг них. Это побуждает рефлексию и желание поучаствовать. В некоторых классах ученики вставали в очередь на то, чтобы самим провести урок. Началось с того, что я предлагал кому-то переключать слайды за компьютером. Это может быть коряво, невыносимо, но я ставил цель сложить коллектив и образовать групповую динамику в нем».

Подробнее: http://www.chr.aif.ru/voronezh/people/marginalnaya_professiya_molodye_uchitelya_o_pervyh_godah_raboty_v_shkole

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Браво Льву Левину! очень метко. Я давно спокойно подхожу ко всем этим проблемам. Вот я отработала в школе 30 лет, была призёром конкурса "Учитель года". Надоело бороться с ветряными мельницами. Работала в разных школах в разных регионах (муж военный), везде одно и тоже... Плюнула и ушла из школы. И сразу так хорошо стало: и я успокоилась, и дома все довольны. Хочется ещё пожить в здравом уме и памяти для себя и своей семьи. Только жаль молодых спецов, ничего хорошего не будет. Моей жизни не хватило, чтобы что-то изменить. Всё повторяется в истории. Но народ ещё не созрел.

26 февраля 2018, 18:57
Галина

"... Школа не учит жизни, она тупо подготавливает к ОГЭ и ЕГЭ».
Коллега Алексей, я тоже учитель математики, правда, РАБОТАЮЩИЙ в школе и ЕЖЕГОДНО сдающий ЕГЭ, поэтому не могу не ответить на Ваш вызов о том, что в школе не учат. Коллега, Вы сами не будете отрицать, что ЕГЭ по математике базовой или профильной - это барьер, который необходимо и достаточно преодолеть, чтобы получить аттестат, то есть выйти из стен школы готовым к будущему (либо работа, либо продолжение образования). То есть процесс обучения сводится к умению учащегося-выпускника продемонстрировать на выходе из школы все компетенции, которыми он овладел под руководством учителя. Если я как учитель математики не буду знакомить своих учащихся с теми типами заданий, умение решать которые оценивается на ЕГЭ, то меня уволят из школы как не выполняющую одну из своих профессиональных задач - подготовке к ГИА. Не лишне напомнить, что о моей работе как учителя математики судят по результатам ЕГЭ моих учеников, а это очень влияет и на мою собственную деловую репутацию и аттестацию как учителя, так как работать задешево я не имею желания.

24 февраля 2018, 17:25
Лев

А кормить их не пробовали? Учителей.

24 февраля 2018, 16:13
Пользователь

да . оценки нас заставляют "рисовать" и директор и родители! и попробуй не поставь!!!! это правда!!!!

24 февраля 2018, 15:02
Пользователь

молодушным учителям - перечитывайте классиков - Серге́я Ви́кторовича Лавро́ва

24 февраля 2018, 10:44