Самые бесправные и беззащитные в школе… учителя

ks-yanao.ru

«…Запугивает детей и родителей, оказывает психологическое давление… Требую наказать учителя за хамство, жестокость, распущенность, невоспитанность».

Такие жалобы поступили в администрацию учреждения и департамент образования. Расследование ничего не подтвердило, но осадок остался…

Чтобы не навредить героине еще больше, мы не укажем имен и конкретного места на Ямале, где разворачивалась эта гнетущая история. Дело было в начальной школе, в коррекционном классе. Редкий случай, когда опытный учитель с множеством регалий взялся вести не вундеркиндов, а детей с проблемами. Коллеги характеризуют ее только с положительной стороны, есть поддержка со стороны родителей и учеников, даже бывших. Но никто не может повлиять на ситуацию…

– Первый раз в моей жизни такое, – сетует миловидная женщина. – Столько оскорблений, откровенной лжи в мой адрес… и ощущение абсолютной беспомощности…

– Это мой первый и любимый учитель, единственный, чей день рождения я до сих пор помню, – говорит 26-летняя Алла. – Чуткий и отзывчивый человек, в любой ситуации для каждого находит нужные и правильные слова. Для нас она всегда была второй мамой, к которой мы и после школы обращались за советом и поддержкой. Детям, которых она учит, очень повезло, их родителям тоже.

– Она требовательная, но справедливая, никогда мой ребенок не жаловался на нее, – говорит мама, чей сын сейчас учится у педагога. – На собрании мы обсуждали сложившуюся ситуацию, все родители готовы подписать любые бумаги, чтобы защитить нашего учителя.

Закон об образовании формально уравнивает права всех участников образовательного процесса. Но если возможность наказать нерадивого сотрудника всегда найдется, то способов защитить достойного человека от необоснованных нападок мало. Ну, соберут родители подписи, коллеги проведут беседы по своим классам, кто-то в СМИ выступит. Чтобы по-настоящему реабилитироваться оклеветанному педагогу остается только обратиться в суд. Но часто ли так делают учителя?..

В поисках прецедентов обращаюсь к всемогущему интернету. Увы, примеров нет. Не принято сор из избы выносить или люди не доверяют судебной системе – остается только гадать.

В 2014-м в Госдуме обсуждался законопроект о защите учителей. Противники нововведений аргументировали свою позицию тем, что корень зла лежит в социокультурной сфере, запреты и наказания не помогут, мол, воспитывать надо подрастающее поколение. Постепенно споры утихли, на этом всё закончилось.

А тем временем Сеть пухнет от количества сообщений  и видеороликов, в которых ученики издеваются над педагогами, публично оскорбляют, угрожают, избивают. Ямал не стал исключением: вспомним прошлогодние события в Гыде. Там виновник был наказан, но не за избиение учителя, а за ограбление другого человека…

Недавняя резня в Перми, Улан-Удэ показала, насколько беззащитны педагоги и дети от сокрушительной ярости и агрессии, и как страшно, когда один человек теряет контроль над собой. Резонансные происшествия в школе чем-то похожи на семейные расправы – такие же беспощадные и зверские. Наверное, потому что возникают не вдруг, не случайно. Негативные эмоции, озлобленность, раздражение и протест накапливаются месяцами, годами, десятилетиями. И взрываются, сметая всё на своем пути…

Самые кровавые драмы произошли в американских школах. Там среди прочих мер ужесточили системы безопасности, усилили контроль над доступом в интернет. Но у преступников появились подражатели. И жертв стало еще больше. Получается, старые трагедии практически ничему не учат? Мы пока не научились распознавать агрессию в зародыше, находить, где тонко, понимать, где нарывает, а у кого руки уже тянутся к топору…

От учителя все требуют сегодня очень и очень многого: чтоб готовил людей будущего, знания давал, размышлять учил, воспитывал, всё замечал и помогал. И чтоб никаких розг, как до революции, ни повышенного тона себе не позволял. И родителей попусту не беспокоил. Там он один за всех и против всех бед.


 

 

ВИДЕОКАМЕРЫ – В КАЖДЫЙ КЛАСС!

В одном из ямальских пабликов «КС» организовал опрос, в котором до вчерашнего дня поучаствовало уже больше 360 человек.

 

Из них почти 80 процентов согласны, что у учителей мало прав, они нуждаются в защите, в том числе на законодательном уровне. Почти каждый пятый считает, что педагогам ничего не угрожает, а в своих проблемах они виноваты сами.

– Почему учителя позволяют так к себе относиться? – вопрошает одна из участниц дискуссии. – Ведь можно выставить хама за дверь, или поднять его и весь класс заодно, если мешают вести урок! Вызвать родителей, наконец!

Давайте разберемся. Может ли учитель выгнать ученика с урока? Об этом в документах ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Главным законом страны гарантируется его общедоступность. Следовательно, если учитель выгоняет ученика из класса, он препятствует его образованию, тем самым нарушает права гражданина. А это уже повод для жалобы или обращения в суд. Более того, если в это время с ребенком что-то произойдет, или он сам совершит правонарушение – педагогу грозит ответственность вплоть до уголовной. Отобрал телефон, планшет или что-то еще, мешающее усвоению материала, – налицо открытое хищение чужого имущества, то есть грабеж. Отнял записку – обвинят во вторжении в частную жизнь: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и прочего. Это написано во Всеобщей декларации прав человека. Дети – не исключение. Жалобщикам это хорошо известно. При этом родители зачастую позволяют себе нелестные высказывания в адрес школы и ее сотрудников в присутствии детей.

Или вот ситуация. Дети расходятся по домам и наблюдают картину: учителя, вооружившись граблями и метлами, убирают школьный двор. Старшеклассники отпускают едкие шутки. На собрании интересуюсь, почему дети не участвуют в субботниках, генеральных уборках класса и школы. Ответ поражает: «Не имеем права их привлекать» … Фундаментальные труды великих педагогов сданы в утиль. Откуда взяться уважению? И к каким чувствам и убеждениям детей взывать воспитателям?

– Почему дома я не позволю ребенку хамить, мешать мне работать? Учитель должен сам принимать меры. Ведь зачастую даже в дневник не пишут, что ребенок баловался или срывал урок, тем более вел себя некорректно по отношению к учителю, –  вступает в диалог другая участница.

Тут же получает ответ: «Да, потому что затем прибегают безумные родители и строчат жалобы во все инстанции, что их ребенка ни за что выгнали из класса, да еще и за руку вывели…»

– Так может камеры пора поставить в классах? Я заинтересована в том, чтобы мой ребенок адекватно себя вел и получал качественные знания. И не отвлекался бы на тех детей, которые учиться не хотят. Есть видеозапись – ее разбирают на педсовете, вызывают родителей и решают вопрос с дальнейшим обучением их ребенка. Было бы здорово! – предлагает другая родительница.

Из всего изложенного напрашивается вывод: организовать образовательный процесс так, чтобы все были довольны и защищены, вряд ли возможно. Но ради безопасности необходимо идти на какие-то ограничения личной свободы, усиление охраны, и соответственно, ужесточение допуска  и перемещения по школе. И оставаться бдительными.

Подробнее: https://ks-yanao.ru/obrazovanie/samye-bespravnye-i-bezzashchitnye-v-shkole-uchitelya.html

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Для 630263. Ответьте на вопрос: кто кому нужен в школе? Ученики учителю, или учитель ученикам? "Вы попутали батенька". Школа предоставляет возможность получить образование и (далее не буду). Так вот пришли получать образование - извольте учиться, а если вам оно не нужно - ваши проблемы, заметье если вам оно не нужно. Почему учитель должен заинтересовать? Знания - это чей интерес, учителя или ученика. Учитель должен создать условия для понимания, для тех , кому это нужно. А по части сдачи денег, поборов с вами согласен, но это другая тема. Если ученик не хочет учиться - проблема на 80% в семье. Почему мои дети отлично учаться, потому что привыкли работать везде, как говорит мой друг - вы вкалываете, дети на вашем примере привыкают к труду. Кто плохо учиться - в основном тех родителей, кто пьянсвует, кому на всех наплевать, кто не уважает окружающих, кто больше качает права, чем работает и т.д. Можете возмущаться сколько угодно, но! Ответьте на вопрос: кому нужно образование?

27 февраля 2018, 21:53
Пользователь

http://www.zavuch.ru/accounts/profile/630263/
Правильно, а еще учительница, с пОртфелем!

18 февраля 2018, 18:41
Пользователь

Я-родитель и учитель. Я никогда не позволяю своему ребёнку неуважительно отзываться о своих учителях.Когда происходит недопонимание с учителями, я не бегу жаловаться в высшие инстанции, а непосредственно разговариваю с учителем и ищу компромисс и не повышаю на учителя голос. Мой ребёнок не скажет учителю:" Моя мама придёт в школу и тебя уволят!" А в учителей летят стулья, плевки, оскорбления. Фразы типа "Ну и жалуйся, родителям, мне ничего не будет". Вы это стерпите? Вы будете искать методы и приёмы, когда, с вами так позволительно обращаться всем и дети это знают! "Ну, давайте, попробуйте только повысить на меня голос -вам тут не работать". Один ребёнок срывал уроки, лез детям в портфели, дёргал провода компьютера, кидался тряпкой в детей и учителя, плевался в детей, кидался на них, открывал шкафы учителя, выбрасывал оттуда все принадлежности, а потом говорил: Ну, тронь меня, я несовершеннолетний, мне ничего не будет! Когда я пыталась за руку отвести его от ребёнка, которого он бил, он кричал: "Всё! Ты мне руку сломала, я дяде скажу, тебе копец " Ребёнку этому 11 лет. Он учился вот так в школе обычной, потом пришёл в коррекционную. Дети нас бьют - мы спровоцировали, оскорбляют -мы виноваты! Хотела бы я посмотреть на тех, кого шарахнут по голове в автобусе или обзовут нецензурно, а он будет подбирать методы и приёмы. Не сумел ты его заинтересовать, ему скучно с тобой ехать рядом. Я утрирую, но встаньте на наше место и поработайте ровно 5 лет. Да, да потерпите хотя бы 5 лет всё это. Это не то, чему обучали нас в институтах. В теории все дети другие. Семья-основа! А когда семья обвиняет нас в том, что не смогла сделать до школы, не ищет компромиссов, то просто жаль. Вы не понимаете учителей! Так же, как я не понимаю депутатов или шоферов или поваров, потому что, я учитель. Но никто не ищет с нами компромиссов, только сплошные жалобы. Но спасибо тем родителям, которые всегда понимают, с которыми можно обсуждать проблемы и находить их решение!

08 февраля 2018, 18:36
Пользователь

1

08 февраля 2018, 18:10
Пользователь

1."Чтобы по-настоящему реабилитироваться оклеветанному педагогу остается только обратиться в суд. Но часто ли так делают учителя?..
В поисках прецедентов обращаюсь к всемогущему интернету. Увы, примеров нет".
Яркий пример есть в интернете в книге учителя Белашова "Последний Моссовет".
Оклеветали учителя и уволили в 1983 г., суд признал клевету в 2002 и присудил возмещение в 1000 руб за моральный вред.
2."– Почему учителя позволяют так к себе относиться? – вопрошает одна из участниц дискуссии. – Ведь можно выставить хама за дверь, или поднять его и весь класс заодно, если мешают вести урок! Вызвать родителей, наконец!
Давайте разберемся. Может ли учитель выгнать ученика с урока? Об этом в документах ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Главным законом страны гарантируется его общедоступность. Следовательно, если учитель выгоняет ученика из класса, он препятствует его образованию, тем самым нарушает права гражданина. А это уже повод для жалобы или обращения в суд. Более того, если в это время с ребенком что-то произойдет, или он сам совершит правонарушение – педагогу грозит ответственность вплоть до уголовной. Отобрал телефон, планшет или что-то еще, мешающее усвоению материала, – налицо открытое хищение чужого имущества, то есть грабеж. Отнял записку – обвинят во вторжении в частную жизнь: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и прочего. Это написано во Всеобщей декларации прав человека".
Ответ дал Макаренко.
А.С. Макаренко
"Из истории коммуны Ф.Э.Дзержинского"
"Педагогические теории, доказывающие, что хулигана нельзя выгнать в коридор, а вора нельзя выгнать из коммуны ("вы должны его исправить, а не выгонять") - это разглагольствование буржуазного индивидуализма, привыкшего к драмам и "переживаниям" личности и не видящего, как из-за этого гибнут сотни коллективов, как будто эти коллективы не состоят из тех-же личностей". (ППС стр.402)

07 февраля 2018, 08:23
Пользователь

Уважаемые господа! Я преподаватель с 28-летним стажем, работаю в колледже в глубокой провинции. Читаю комментарии некоторых товарищей и удивляюсь. Родители, вы вроде воспитываете своих детей замечательно, а когда что-то случается спрашиваете с учителей, это как-же так? А тем, кто во всем обвиняет педагогов в некомпетентности и хамстве и еще Бог знает в чем, хочу сказать лишь одно: а вы придите на наше место хоть на день и научите нас, бестолковых, работать правильно. Родители на любую просьбу о содействии в воспитании ИХ ребенка отвечают, что им некогда, они РАБОТАЮТ!!!

02 февраля 2018, 09:29
Пользователь

5 за статью ниже, и пока многим родителям все равно, как учатся их дети все будет также. Попробовать разве это: школа - общественное место - судебный иск к родителям нарушителя за антиобщественное поведение ч/ада (да это же невозможно).

31 января 2018, 20:09
Пользователь

Да, люди встречаются разные: и среди учителей не всегда бывают ангелы. Но по поводу происходящего в современных обычных российских школах, целиком поддерживаю автора статьи. Сейчас, как никогда ранее, учителей поставили в бесправное положение. В советское время такой воли качать свои права не давали - ни некоторым детишкам, ни их родителям. Учителя советских школ хоть и не лупили розгами, как в царское время, но в необходимых случаях использовали жёсткое психологическое, а порой и физическое воздействие. Например, учеников, срывающих уроки, вызывали к доске. И те, за редким исключением, шли и отвечали на заданный вопрос, а не начинали качать свои права, как это делают сейчас. Некоторые советские учителя умели интересно рассказывать преподаваемый материал. Во-первых потому что сами чаще книги читали, а во- вторых - ученики чаще слушали и не отвлекались интернетом. В то же время, советские учителя часто могли и прикрикнуть, и отругать, и даже - просто ужас - обидно обозвать! Некоторые умудрялись использовать длинные линейки и указки!!! Конечно же таких начинали "уважать". Были конечно и разбирательства по каждому конкретному случаю. Иногда, если учитель был явно неправ, даже с работы его могли выгнать. Но это уже были редкие исключения из правил. В целом же, и советское общество, и подавляющее большинство родителей были на стороне педагогов. Сейчас на большинстве уроков дети не то что из-за парты не встают, но даже руки не тянут, чтобы ответить. Все начинают выкрикивать с места. Это называется "дискуссия" ). Причём одновременно, и правильно, и не правильно. Получается сплошной базар: постоянные выкрики, туповатые шутки по теме и не по теме, громкий бесцеремонный хохот, стремление перекричать другого, болтовня друг с другом, возможность вообще не слушать учителя, и что он там говорит и заниматься своими делами и т.д. В результате - ни у кого нет никаких систематических знаний. Но зато сейчас у нас демократическое образование, и учителя теперь обязаны именно стоя с детьми на равных проводить уроки. Образование сейчас как никогда старается на уровне законов защищать именно права детей и их родителей, чем в первую очередь к своей выгоде пользуются как раз недобросовестные, нагловатые ученики. Они же, кстати, являются, как правило, авторитетами и заводилами в классе. Поэтому почти весь класс начинает вести себя так же. А что может сейчас сделать учитель, если он порядочный, честный, и соблюдает законы? А ничего!!! Выгнать из класса нерадивого ученика, мешающего вести урок, он не может - не имеет права по закону! Поставить в угол - тем более! Несмотря на то, что этот ученик действует на нервы не только учителю, но и мешает учиться всему классу. Само собой учителю запрещается теперь каким-либо образом наказывать хулиганов, например ставить в угол, заставить послушать хотя бы 5 минут урок стоя, прикрикнуть на ученика и т.д. Не говоря уже о физическом воздействии на наглеца. Что вы!!! Нарушение прав Личности!!! Хотя кое-кому из учеников до этой личности ещё расти и расти... Учитель спрашивает дневник - ученик в наглую не даёт, педагог просит убрать смартфоны - и ухом не ведут, грозятся поставить двойку - или безразличие, или начинаем качать права, что это не за знания. Учитель же не имеет никакого права самому забрать из портфеля дневник, взять с парты телефон ученика (нарушение права собственности) или поставить двойку. Не дай Бог сейчас учителю кому-либо двойку поставить!!! Потом просто кучу объяснительных надо будет писать - отписываться - за что вы этому ученику двойку поставили. Он совершенно не хочет учиться и не открывает учебники? Значит, конечно же, что вы плохой учитель. А не то, что на самом деле ученик просто отсидеть уроки пришёл, и в интернете, или в играх, или в соц. сетях во время уроков поразвлекаться. Что интереснее для обычного ученика: посмотреть например интересное видео через youtube или напрягать мозг и слушать какие-то там уроки учителя, какие бы они там не были? Тем более, что далеко не все уроки могут быть захватывающе интересными по своей сути. Очень часто сейчас ученики и их родители прекрасно знают свои права, напрочь забывая об обязанностях. А потом мы удивляемся, почему это многие уважающие себя учителя в современной школе надолго не задерживаются, а остаются одни "собаки"? Я привёл лишь некоторые примеры из школьной повседневности. Но из-за такого бесправия многим учителям становиться вообще наплевать - слушают их урок вообще или нет. Тем более, согласно современному ФГОС (спасибо нашему Мин.обру), учитель должен сам не рассказывать материал, а только спрашивать с детей - что они сами по теме дома нашли, провести письменный тест-опрос и выставить оценки. А насколько там дети сами найдут правильный или нет материал, - никого не волнует. Это теперь забота самих детей и их родителей. А теперь попробуйте меня разубедить, что всё это не направлено на развал образования? Богатые - найдут деньги на учителей, репетиторов и тренеров для обучения и воспитания своих детей. Бедные - нет, а некоторые - даже не задумаются! (

31 января 2018, 19:27
Пользователь

пять не пять, а в пятак настучать не помешало бы. Причины ВСЕХ конфликтов - экономическое и политическое (нравственное) неравенство. Одни хотят понукать другим надоело унижаться.

30 января 2018, 17:54
Пользователь

пять за вброс ниже

30 января 2018, 13:54
Пользователь

Почему пишите только про пострадавших учителей!Сколько учителей создают ситуации с избиениями детей,оскорблениями применение физической силы,унижение малоимущих детей потому что не сдают деньги,на уроках физкультуры умирают дети из-за того что преподаватель игнорирует справки от врача,изнасилования и т.д Сколько беспредела творится в школе со стороны администрации школы,и при этом поэтому и запрещают детям мобильные телефоны чтоб не записали происходящие в школе нарушения в отношении учащихся!Учителя люди взрослые не могут найти подход к детям,то какие они педагоги если не могу заинтересовать своим предметом детей!Если учитель просит защиты от детей,то надо разбираться в корне происходящего с чего происходят конфликты,а то хорошо учителю провоцировать ситуацию а потом прятаться за защиту якобы чести и достоинства!На хорошего учителя,доброго,терпеливого дети не кинуться с оскорблениями,кулаками и т.д. Хватит учителям прикидываться бедными и несчастными!!В советские времена учителя были с достоинством и никогда не пытались доводить детей и родителей чтоб потом ставить вопрос о защите!

30 января 2018, 12:47