Образовательный каток

Анна Инютина / НОВАЯ ГАЗЕТА

Российская школа умирает под грузом лжи и отчетности

Думаю, неэффективность образовательного процесса в особых доказательствах не нуждается. Школа давно не справляется со своей задачей, но сегодня школа — это театр абсурда, это явление гротескное, не только далекое от провозглашенных целей по формированию гармонически развитой личности, но и ведущее прямо в противоположную сторону. Я сейчас говорю об общеобразовательных школах и оставлю за рамками лицеи и гимназии.

Максимум половина учащихся может считаться успешно осваивающими образовательную программу. Другая половина на выходе дает практически нулевой результат. Нет не только представления о системе предмета, как того требует программа, но и отсутствуют элементарные знания и умения. В 9 и 11 классах перед экзаменом мы пытаемся научиться распознавать части речи, члены предложения, в спешном порядке зубрим клише для сочинений, чтобы на экзамене наскрести на проходной балл.

Весь подразумевающийся мыслительный процесс, всё то, что должно развивать, остается вне зоны досягаемости. У школы одна задача: выпустить с аттестатом. Когда же начинается разрыв между тем, кто способен освоить программу, и тем, кто не способен?

Любой опытный учитель начальной школы спрогнозирует дальнейшую успешность или неуспешность ученика. В пятом классе явные неуспевающие уже очевидны для всех: дети не удерживают информацию, не владеют элементарными навыками учебного труда. Попытки наверстать не дают должного результата. А в классе седьмом такие дети перестают учиться вообще. Содержание образования не рассчитано ни на развитие ребенка, ни на элементарное усвоение большинством школьников. Нет никаких индивидуальных траекторий, отсутствует разноуровневое обучение и сами инструменты, позволяющие по-разному подходить к обучению и воспитанию детей с неодинаковыми возможностями и интересами.

У нас нет гибкой системы: она вся построена на подчинении, на подавлении. Когда нет свободы выбора, тогда не может быть ответственности за свой труд. А у нас ученик не только ничего не выбирает, он еще зачастую и не может делать то, что ему приказано. В итоге неуспевающие дети или раздавленные, или озверевшие.

 Давно назрела необходимость в практико-ориентированных классах, где содержание предметных понятий должно быть минимизировано, но увеличена практическая часть учебного плана с привлечением педагогов дополнительного образования. Это надо делать не в далеком будущем, а сегодня.

Детям, безусловно, нужен индивидуальный подход, нужна своевременная помощь, чтобы не запускать учебный материал. Какими ресурсами располагает здесь школа, если сегодня она выживает в условиях жесточайшего кадрового голода? 40 учебных часов в неделю вместо 18 — существующая реальность для многих учителей. Добавим к этому классы, где находится около 30—40 учеников. Вот на этом месте надо вообще забыть о качестве и перестать заниматься лицемерием: в таких условиях качества быть не может. Здесь все по принципу «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Я не знаю, чего больше — цинизма или наивности — у тех, кто утверждает, что от профессионального выгорания спасает творческий труд. В условиях 40 учебных часов не спасает ничего. Разве что равнодушие спасает от сумасшествия. Это как в концлагере: все силы направлены на выживание, и молчит сострадание, чуткость, совесть — выстоять бы и не свалиться раньше времени.

Сегодня системе не нужен хороший учитель, ей нужен учитель удобный. Сама система не востребует профессионала, а выдавливает его. Мы учим поверх голов, «выдаем программу». Что проверяет Рособрнадзор? Выполнение программы. Программа пройдена — это главное. А то, что она успешно прошла мимо сознания, — это в отчетах не отражается. И на этом фоне, когда в школе работать некому, сегодня внедряется профстандарт педагога. Нас снова ожидает шквал липовой отчетности.

А она у нас потрясающая. Там никогда нельзя показывать реальную картину. Там всегда должны быть показатели соответствия госзаказу: «освоили», «внедрили», «успешно выполнили». Не должно быть неуспевающих, не должно быть неаттестованных. Приоритетным стало патриотическое воспитание. Марши, присяги, песни. И все это на фоне тотального вранья.

Главная задача сегодня — не «зажечь звезду», а «дотянуть до аттестата» и избавиться от неугодных детей в переполненных классах. Но, подстегнутая гонкой за местом в рейтингах, школа изображает в отчетах «всестороннее развитие и повышение качества образования». Парализованная уродливым управлением, система продолжает поставлять обществу педагогически изуродованных детей. Она катком проехалась по всем нам, ибо мы все — дети, родители, учителя — оказываемся ее заложниками.

Как-то я занималась с русским мальчиком, семья которого живет в Таиланде, и спросила у него, списывают ли там дети на контрольных. Он очень удивился: «А зачем?» Всему миру понятно, что человек учится для себя, а у нас ученик делает вид, что учится. И даже уже не делает, мы сами за него это изображаем. Вот вам и воспитание.

Подробнее: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/01/21/75226-obrazovatelnyy-katok

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Два года я уже не работаю в школе... а так хочется снова к ним, ведь с ними так интересно. Но относительно системы нашего образования я полностью согласна с автором статьи. Последние четыре года я еще и как родитель участвую в этом образовательном процессе, и с третьего класса я каждый день убеждаю своего ребенка идти в школу. В течении последних двух лет я прочла множество статей и учителей, и преподавателей ВУЗов и родителей. И пришла к выводу, что говорим мы много, но надо действовать. Я понимаю, что все не так просто как кажется на первый взгляд. Но судя по высказываниям людей и отсутствию частных школ в городах России-людей готовых взять на себя ответственность и создать мир для детей, где им будет интересно и они будут хотеть идти в школу, не так уж много. Можно сказать их почти нет. Москва и Петербург -всего лишь два города могут похвастаться частными школами, которые хоть немного меняют ситуацию для детей. В других крупных городах чаще всего школы языковые и при том ориентированные на заграницу. То есть они готовят детей, которые в дальнейшем уедут заграницу и будут там жить и работать. Возникает странная ситуация-мы готовим людей не для себя, а для заграницы. И при том готовим талантливых, изобретательных, увлеченных детей. А почему бы не попробовать начать создавать частные школы в нашей стране и детей готовить для своей страны. Частные детские сады уже ни у кого не вызывают удивление. Почему же частные школы не могут прижиться в нашей стране. Ведь они могут быть такими же малокомплектными, как и детские сады. Что решит немало проблем в системе образования. Хотя мне возразят, что и создаст свои проблемы. Согласна. Но мы ведь взрослые люди и решать проблемы смысл нашей жизни. И в первую очередь решать проблемы наших детей. К сожалению из статей, прочитанных мной за два последние года, я пришла к выводу. что большую часть родителей вполне устраивает обычная школа и в частную они не торопятся отдать ребенка. И дело не столько в деньгах. а в образе мысли. Да и сами учителя не сильно стремятся, что либо кардинально менять в своей работе. Может быть потому, что среди педагогов почти нет молодежи. И возникает вопрос-куда же деваются выпускники пединститутов и педучилищ?

29 января 2018, 12:25
Пользователь

кстати, про гимназии и лицеи, которые автор "оставил в стороне". там ничуть не лучше. сама 3 года назад ушла на выслугу из гуманитарной гимназии, которая уже к тому времени практически превратилась в общеобразовалку с массовым наличием психически нестабильным и умственно несостоятельных особей, попавших туда либо по причине избытка денег у родителей, либо по территориальной принадлежности. так что название "гимназия" или "лицей" не дают никаких гарантий.

26 января 2018, 15:49
Пользователь

мои дети находятся на так называемом индивидуальном обучении. математика и русский язык - вообще по одной занимаются. остальные предметы - вдвоём. уроки проходят так (если вообще состоятся - учителя то на курсах, то на совещаниях, то на больничном по 2-3 недели, то ещё где-то): новый материал выводится на интерактивную доску, детям даётся команда "списать", затем задаётся д\з с обещанием "а объясню я вам на следующем уроке". в результате объясняю либо я, либо бабушка (это математика). д\з по французскому - перевести текст с лексикой, которая есть только в отдельно изданном толстом словаре. на следующем уроке д\з не проверяется - учитель просто забыл. биология - нет 3-4 уроков подряд, на том, когда учитель наконец появляется, к\р по нескольким темам, которые никто не объяснял. разговоры с классным руководителем, самим учителем, завучем ничего не дают. какая у детей мотивация к обучению? а я сама бывший учитель с 25-летним стажем. я в шоке. ТАК я не работала! ко мне просились из других групп, где я работала на заменах, потому что я "очень хорошо объясняю". а тут - разбирайтесь сами, как хотите. задают презентацию (естественно, не объясняя, как её делать). сижу вместе с детьми, выискиваю в интернете картинки, фотки, составляю комментарии к ним, потом распечатываю - конечно же платно, за свои деньги. на уроке учитель мельком проглядывает текст, фотосопровождение и не смотрит - некогда. зачем на это тратить драгоценное время? чтобы учитель галочку поставил? школа не умирает, она практически умерла.

26 января 2018, 15:42
Пользователь

Чем была школа 30 лет назад? Главный источник знаний и умений для детей и кузница кадров для производства и УЗ. Теперь это продолжение детсада. Камера хранения для недорослей. Хранители, особенно старперы, пытаются вложить в головы подопечных какие то знания. Но зачем? это уже не ясно ни кому. Пока не будет ответа на зачем? Не будет школы.

23 января 2018, 22:33
Лев

"Скорость каравана определяет самый медленный верблюд". Нарушение принципов естественного отбора приводит к вырождению популяции и её гибели. Жестко? А жизнь вообще штука жесткая.

23 января 2018, 16:22
Пользователь

Подпишусь под каждым словом. Из храма науки и дисциплины школа превратилась в стойло, где на передержке никому не нужное поколение с отданными ему на растерзание беспомощными и униженными женщинами.

23 января 2018, 14:04
Пользователь

Не могу не согласиться с автором статьи. К сожалению, всё здесь правда. Увы, министр образования и приближённые к нему судят о школе по липовым отчётам, из которых вытекает, что мы идём верным путём: дефицита кадров нет, выпускники сдают ЕГЭ год от года всё лучше и лучше, да и средняя зарплата педагогов растёт. Теперь достоверная информация. В школе, где я работала прежде, от сильных педагогов избавляются, на ЕГЭ ежегодно "завалы", ну а средняя зарплата растёт за счёт роста доходов директора и завучей (учителя получают 10 - 13 тыс. руб). и атмосфера та ещё: в чести доносы, докладные, вызовы на ковёр и откровенное хамство по отношению к подчинённым. Из этой школы ушла. Теперь работаю в другой. Слава богу, ещё есть места, где работается с удовольствием. Таким местом для меня стала частная школа. В государственную общеобразовательную не вернусь НИКОГДА.

22 января 2018, 22:11
Пользователь

Замечательная, честная статья. Можно подписаться под каждой строчкой. Только меняться ничего не будет, ведь это всё спланировано: легче управлять стадом.

22 января 2018, 21:27
Пользователь

Прекрасная статья! Спасибо. Проработав в школе в разные века - 20 и 21, хочу сказать, что в советской школе было меньше отчётности. Не было компьютеров, мы писали шариковой ручкой планы уроков, и мы с детьми занимались, а не бумажки писали, как с ними заниматься. Помню, вызвал меня директор срочно к себе в кабинет, я прежде чем уйти, сказала детям, чтобы не ленились, и каждый по очереди выходил к доске и объяснял решение следующей задачи,это был урок математики. Когда возвращалась от директора, была поражена, в классе - тишина, все слушают, как ученик у доски громко объясняет, почему он так думает, как надо решить задачу. И в ГПД воспитатель отдельно с каждым садился и разбирал трудные задачи и упражнения, увлечённо играл с детьми после д/з. В современной школе нет такого. Оставьте сегодня детей на 5-7 минут, и в классе начнётся кавардак. В туалет учитель не пойдёт с урока, чтобы чего-нибудь не случилось. Да, и на перемене некогда в туалет сходить. Да, да, не смейтесь! Какие уж там задачи...А после уроков, вообще, учителю жить некогда: тетради, планы уроков, составление классного часа, отчёты по успеваемости и посещаемости, составление характеристик на учеников, подсчёт по питанию в столовой, и т.д., и т.п. Когда же жить-то? И самое главное, на ЧТО? З/пл. типа за 18 ч, а учитель работает все 24 ч, и ещё не хватает. А ведь очень хочется с детьми общаться, учить их самим рассуждать что, как и почему, чтобы всё им было понятно.

22 января 2018, 19:23