АНАЛИТИКА: Российской школе нужны «учителя-десантники»! Реформа образования на «парламентском карандаше». Перспективы для ученика и педагога

Михаил Михайлов / «Вместе-РФ»

Фото: Первоклассники ©Flickr/Misha K

Фото: Первоклассники ©Flickr/Misha K

«Не дай нам Бог жить в эпоху великих перемен» — Конфуций говорил о государстве и гражданах. Давно и упорно эту фразу великого китайца — философа и педагога — ретранслируют многие родители миллионной армии учеников. Реформы разного масштаба будоражат отечественную школу практически на протяжении всей ее последней столетней истории. Обучение раздельное и смешанное, платное (старшие классы 1940-1956 гг.) и бесплатное, базовое и профильное. Законов, постановлений, решений по своей деятельности архив нынешнего Министерства образования насчитывает более двух сотен. И все равно — «современной школе нужны перемены» — с этим соглашаются даже те, кто к любым изменениям относится настороженно. Школа 21-го века — это не только интерактивные «доски», электронные дневники и магнитные карточки для входа. Прежде всего, это новый подход к процессу, а скорее, его полная перестройка. Учитель — это не ретранслятор информации, а, прежде всего, проводник и организатор — такая точка зрения преобладает, но пока не побеждает. Точнее, с ней соглашаются, но таймер расписания 45-минутного урока по-прежнему выставлен еще в прошлом веке.

Bykov1.jpg
Фото: Дмитрий Быков в Совете Федерации ©Пресс-служба СФ

На трибуне Совета Федерации — достаточно необычный для этих стен докладчик-гость. Перечисление званий, премий и наград Дмитрия Быкова занимает несколько минут, но в финале Валентина Матвиенко представляет его, прежде всего, не как писателя и поэта, но как учителя. Этот учитель без галстука, в неформальной рубашке и в свободном пиджаке. И выступление его неформальное, правда, четко, по-лекторски, структурированное. «Нам всем преподнесен неожиданный подарок — уникальное поколение сегодняшних 15-20 летних» — говорит Быков и обосновывает эту уникальность тремя главными критериями. Скорость, быстрота и качество «соображения», феноменальное чувство эмпатии и третье — истинно русская — способность и даже любовь к работе в режиме постоянного напряжения, при условии постановки реальных, а не искусственных задач. «На трудную задачу зовите китайца, на неразрешимую — русского», — процитировал Быков самого титулованного французского шахматиста Жоэля Лотье (Joel Lautier) и резюмировал.

«Эта задача должна быть решена императивно и быстро. Они лучше всего соображают в условиях традиционного российского аврала. И именно это, плюс — их действительно сенсационное быстродействие и обучаемость, внушает мне наибольшие надежды»

Дмитрий Быков, педагог, писатель

Примеры такого «быстродействия», смётки и самоорганизации можно обнаружить каждый день на любой новостной ленте. Всего две недели назад объявлено, что российская платформа Globallab попала в топ лучших мировых инновационных проектов в сфере образования. Рейтинг составляет финская система HundrED и он считается лучшим и признанным профильным «листом».

«Globallab — разработчик интернет-платформы сетевого исследовательского взаимодействия школьников, их родителей и учителей. На платформе можно создать собственный учебный, исследовательский или научный проект, привлечь единомышленников к сбору данных по всему миру, опубликовать результаты в виде инфографики. Используя «ГлобалЛаб», школьники учатся задавать вопросы и находить на них ответы, анализировать и систематизировать информацию, работать в команде с участниками из разных стран, соблюдать научную корректность при проведении наблюдений. «ГлобалЛаб» объединяет более 148 000 участников из 61 страны мира, которые принимают участие в 1 600 междисциплинарных исследовательских проектах, большая часть из которых создана участниками сообщества»

Новости Агентства Стратегических Инициатив, 5 октября 2017 г.

Что нужно делать и как действовать, чтобы не упустить все возможности «гениального поколения» — вот рецепты, предложенные сенаторам к обсуждению. Неожиданные, в чем-то дискуссионные, но реальные и конкретные. Нужна доступная информационная среда, площадки для диалога и коммуникации поколения. Дмитрий Быков вспомнил свой опыт из советского прошлого — многочисленные теле- и радиостудии, которые работали не для детей и подростков, а создавались непосредственно самими юными корреспондентами. Бренды «Ровесник», «Двенадцатый этаж», даже «Пионерская зорька» известны и памятны многим не только в силу возраста, но и из-за своего качества и исполнения. Далее — более серьезное и концептуальное. Для новых вызовов нужны новые герои. Поэтому в Совете Федерации и прозвучал необычный термин — «учитель-десантник». 

Такие оценки и выводы подтверждают и социологи. Именно «доброжелательное отношение» к детям, способность учителя любить, понимать и сопереживать ставят на первое место ( 30% и 26% ) среди необходимых качеств участники опроса ВЦИОМ. А вот положение педагога в современном обществе респонденты оценивают ниже «посредственного» (2,8 по пятибалльной шкале), 42% считают, что «учителя утрачивают уважение в обществе». С такими данными не считаться нельзя, а с положением — мириться попросту опасно. Нужно искоренить сформированный годами, если не десятилетиями, принцип набора в педагогические ВУЗы по остаточному принципу «безысходности». Ведь, если разобраться, профессия педагога — это каждодневная интересная головоломка, приключенческий роман, по-писательски формулирует Быков. Кроме того, это еще и простор для творчества и открытий. Русские направления, настоящие учения экспериментальной Школы — это то, в чем Россия опережала и опережает остальной мир. Причем, речь не только об Ушинском, Сухомлинском и Макаренко. Но и о Царкосельском Лицее Малиновского-Энгельгардта и физико-математическом — Колмогорова. Причем, сейчас это не только воспоминания и мечты. Накануне экспертного выступления Дмитрия Быкова в Совете Федерации прошло заседание Комитета по науке, образованию и культуре. Замминистра образования Григорий Трубников отчитался о вполне конкретных шагах, которые предпринимает его ведомство по развитию и созданию профильных школ.

«Мы со следующего года предлагаем ввести несколько новых инструментов к существующим по поддержке молодых исследователей. Сейчас важны не только математика и физика, но и биология, и информационные науки. Поэтому мы уже в этом году с министром об этом говорили, и она поддерживает, мы будем объявлять конкурс... как минимум еще на четыре школы. Причем, с условием паритетного финансирования со стороны государства, регионов и ведущий вуз и организация. Я уверен, что конкурс будет высочайший»

Григорий Трубников, заместитель министра образования и науки РФ

Лицейский принцип «погружения» сможет воспитать новую элиту, в самом лучшем смысле этого понятия. Это касается и прикладной и гуманитарной сферы. Специалисты полагают, что «перегруженность» современных школяров, на которую зачастую сетуют их родители, миф — подростки способны, готовы и желают «перерабатывать» гораздо больше информации — вот только для этого нужно создать условия. Причем, рецепты достаточно просты, не требуют никаких специальных вложений, кардинальных перестроек процесса и специальных кадров. На профессиональных сайтах они давно представлены и дело по их внедрению — за самими школами. Что стоит, например, устранить или нивелировать хотя бы вот такой раздражающий фактор.

«Сидишь ты на уроке литературы. Ольга Владимировна рассказывает про Чехова, мы обсуждаем „Вишневый сад“, спорим, приводим в доказательство цитаты, кто-то защищает Лопахина, кто-то жалеет Раневскую, в голове уже сами собой складываются строчки сочинения, которое ты уже рвешься написать... И вдруг звонок. „Все, ребята, закончим на следующем уроке в пятницу“. И ты идешь на химию. И первые 10 минут урока прикладываешь максимум усилий, чтобы выбраться из вишневого сада, чтобы перестать слышать удары топора и начать хоть как-то въезжать в то, о чем говорит учитель. И ровно в тот момент, когда ты полностью погрузился в тему, и даже задача вроде бы стала решаться, снова звенит звонок. И так 7-8 раз в день. Каждый день»

Сайт «Педсовет», фрагмент статьи «Почему школьники сильно устают?»

К слову сказать, сам Дмитрий Быков полагает, что учебный процесс по лицейской системе, естественно, в разных формах должен продолжаться с 8 до 22 часов. То есть — это тот временной уровень погружения, который дает не только знания, но и навыки, мироощущение. Сложно предполагать, как к таким новациям сможет отнестись профильное министерство. Министр, Ольга Васильева, считает, что ситуация вполне удовлетворительная. В конце октября, на Генеральной конференции ЮНЕСКО, она представила некоторые свои оценки — России и сейчас есть, чем гордиться.

«Во-первых, у нас один из самых высоких уровней образования в мире. У нас доля населения, которое закончило колледж или вуз, составляет 56%. Для сравнения: в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель составляет 37%. Людей в возрасте до 25 лет, которые не закончили школу, меньше 5%, а в странах ОЭСР этот показатель доходит до 18%»

Ольга Васильева, министр образования и науки РФ

Правда, при анализе этих цифр эксперты предлагают посмотреть и на дальнейшую статистику. К примеру, сколько выпускников потом работает по полученной специальности, какова востребованная сумма полученных знаний, в конце концов, как материальный уровень жизни коррелируется с дипломом того или иного ВУЗа. На многие из этих вопросов ответы можно найти еще в школе. И поиски их, действительно, могут напоминать интересный роман. Причем, и для автора-учителя, и для читателя-ученика. «Время эксперта Быкова» для самих сенаторов тоже закончилось интригой. Можно не удивляться, если они достанут с полки Чернышевского и начнут перечитывать «Что делать?». Во всяком случае, сложно удержаться от этого, после вот такой «приманки» от лектора.

Итак, деньги «Народной воли» и самого Николая Гавриловича — в Саратове. Для поисков — можно изучить «скан» этой книги.
 
Bool_Newtone.jpg
Фото: Работа Исаака Ньютона «Observations upon the Prophecies of Daniel and the Apocalypse of St. John» 1733 г.

Кстати, есть и прекрасный перевод этой работы великого англичанина, суворинского издания 1915 года. Рецепты для поиска «клада», причем, клада во всех смыслах этого слова, даны — время ими воспользоваться.

Сенаторы проводили своего необычного и отчасти экстравагантного лектора аплодисментами. Это эмоции, но есть и «проза» — Валентина Матвиенко, резюмируя, поручила профильным сенатским комитетам проанализировать предложения «от Быкова». Пока вряд ли стоит ожидать «приземления учителя-десантника», но детскую, студенческую прессу, медиа, а, значит, и продолжение дискуссии по поводу современной школы парламентарии готовы поддержать уже сегодня.

Подробности: http://vmeste-rf.tv/news/analyst-russian-schools-need-teachers-marines-education-reform-parliamentary-pencil-prospects-for-th/

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Современная реформа школы в конец запутала саму идею школьного образования. Научные термины и ФГОСовские требования привнесли в процесс образования хаос и сумятицу. Осталось только прислушаться к Быкову, педагогу?, поэту и писателю и пиши пропало ...! Образование, естественно, в России.

19 ноября 2017, 10:45
Пользователь

Уважаемый Дмитрий Быков не учитель. Министр образования не работала в школе. Все они страшно далеки от её проблем. От детей, на которыми все трясутся не получит государство должной отдачи. Возьмите пример с Китая. Дети идут в школу по туннелям, переправляются через речку, стараются не опоздать. А наши что? Могут что захотеть, то и сказать, никакого воспитания дома. Всё зависит от домашнего воспитания. Ответственность должны нести родители.

18 ноября 2017, 14:57
Геннадий

Не вижу ничего плохого в том, что ребёнок после литературы идёт на химию. Это развитие коммуникабельности, переключение с одного вида деятельности на другой, что крайне необходимо в современном быстро меняющемся мире. И учиться этому в 40 лет уже поздно.

16 ноября 2017, 12:02
Пользователь

Уровень бреда зашкаливает, или просто-кому-то нехер делать!

15 ноября 2017, 21:40
Ирина

Я, конечно, ни на что не намекаю, но Быков похож на пьющего человека... ТАКИЕ нужны в школе?

15 ноября 2017, 19:28
Пользователь

Можно и Шварценегера пригласить

14 ноября 2017, 10:12
Пользователь

"спящий"

14 ноября 2017, 07:34