АНАЛИТИКА: Российской школе нужны «учителя-десантники»! Реформа образования на «парламентском карандаше». Перспективы для ученика и педагога

Фото: Первоклассники ©Flickr/Misha K

Фото: Первоклассники ©Flickr/Misha K

«Не дай нам Бог жить в эпоху великих перемен» — Конфуций говорил о государстве и гражданах. Давно и упорно эту фразу великого китайца — философа и педагога — ретранслируют многие родители миллионной армии учеников. Реформы разного масштаба будоражат отечественную школу практически на протяжении всей ее последней столетней истории. Обучение раздельное и смешанное, платное (старшие классы 1940-1956 гг.) и бесплатное, базовое и профильное. Законов, постановлений, решений по своей деятельности архив нынешнего Министерства образования насчитывает более двух сотен. И все равно — «современной школе нужны перемены» — с этим соглашаются даже те, кто к любым изменениям относится настороженно. Школа 21-го века — это не только интерактивные «доски», электронные дневники и магнитные карточки для входа. Прежде всего, это новый подход к процессу, а скорее, его полная перестройка. Учитель — это не ретранслятор информации, а, прежде всего, проводник и организатор — такая точка зрения преобладает, но пока не побеждает. Точнее, с ней соглашаются, но таймер расписания 45-минутного урока по-прежнему выставлен еще в прошлом веке.

Bykov1.jpg
Фото: Дмитрий Быков в Совете Федерации ©Пресс-служба СФ

На трибуне Совета Федерации — достаточно необычный для этих стен докладчик-гость. Перечисление званий, премий и наград Дмитрия Быкова занимает несколько минут, но в финале Валентина Матвиенко представляет его, прежде всего, не как писателя и поэта, но как учителя. Этот учитель без галстука, в неформальной рубашке и в свободном пиджаке. И выступление его неформальное, правда, четко, по-лекторски, структурированное. «Нам всем преподнесен неожиданный подарок — уникальное поколение сегодняшних 15-20 летних» — говорит Быков и обосновывает эту уникальность тремя главными критериями. Скорость, быстрота и качество «соображения», феноменальное чувство эмпатии и третье — истинно русская — способность и даже любовь к работе в режиме постоянного напряжения, при условии постановки реальных, а не искусственных задач. «На трудную задачу зовите китайца, на неразрешимую — русского», — процитировал Быков самого титулованного французского шахматиста Жоэля Лотье (Joel Lautier) и резюмировал.

«Эта задача должна быть решена императивно и быстро. Они лучше всего соображают в условиях традиционного российского аврала. И именно это, плюс — их действительно сенсационное быстродействие и обучаемость, внушает мне наибольшие надежды»

Дмитрий Быков, педагог, писатель

Примеры такого «быстродействия», смётки и самоорганизации можно обнаружить каждый день на любой новостной ленте. Всего две недели назад объявлено, что российская платформа Globallab попала в топ лучших мировых инновационных проектов в сфере образования. Рейтинг составляет финская система HundrED и он считается лучшим и признанным профильным «листом».

«Globallab — разработчик интернет-платформы сетевого исследовательского взаимодействия школьников, их родителей и учителей. На платформе можно создать собственный учебный, исследовательский или научный проект, привлечь единомышленников к сбору данных по всему миру, опубликовать результаты в виде инфографики. Используя «ГлобалЛаб», школьники учатся задавать вопросы и находить на них ответы, анализировать и систематизировать информацию, работать в команде с участниками из разных стран, соблюдать научную корректность при проведении наблюдений. «ГлобалЛаб» объединяет более 148 000 участников из 61 страны мира, которые принимают участие в 1 600 междисциплинарных исследовательских проектах, большая часть из которых создана участниками сообщества»

Новости Агентства Стратегических Инициатив, 5 октября 2017 г.

Что нужно делать и как действовать, чтобы не упустить все возможности «гениального поколения» — вот рецепты, предложенные сенаторам к обсуждению. Неожиданные, в чем-то дискуссионные, но реальные и конкретные. Нужна доступная информационная среда, площадки для диалога и коммуникации поколения. Дмитрий Быков вспомнил свой опыт из советского прошлого — многочисленные теле- и радиостудии, которые работали не для детей и подростков, а создавались непосредственно самими юными корреспондентами. Бренды «Ровесник», «Двенадцатый этаж», даже «Пионерская зорька» известны и памятны многим не только в силу возраста, но и из-за своего качества и исполнения. Далее — более серьезное и концептуальное. Для новых вызовов нужны новые герои. Поэтому в Совете Федерации и прозвучал необычный термин — «учитель-десантник». 

Такие оценки и выводы подтверждают и социологи. Именно «доброжелательное отношение» к детям, способность учителя любить, понимать и сопереживать ставят на первое место ( 30% и 26% ) среди необходимых качеств участники опроса ВЦИОМ. А вот положение педагога в современном обществе респонденты оценивают ниже «посредственного» (2,8 по пятибалльной шкале), 42% считают, что «учителя утрачивают уважение в обществе». С такими данными не считаться нельзя, а с положением — мириться попросту опасно. Нужно искоренить сформированный годами, если не десятилетиями, принцип набора в педагогические ВУЗы по остаточному принципу «безысходности». Ведь, если разобраться, профессия педагога — это каждодневная интересная головоломка, приключенческий роман, по-писательски формулирует Быков. Кроме того, это еще и простор для творчества и открытий. Русские направления, настоящие учения экспериментальной Школы — это то, в чем Россия опережала и опережает остальной мир. Причем, речь не только об Ушинском, Сухомлинском и Макаренко. Но и о Царкосельском Лицее Малиновского-Энгельгардта и физико-математическом — Колмогорова. Причем, сейчас это не только воспоминания и мечты. Накануне экспертного выступления Дмитрия Быкова в Совете Федерации прошло заседание Комитета по науке, образованию и культуре. Замминистра образования Григорий Трубников отчитался о вполне конкретных шагах, которые предпринимает его ведомство по развитию и созданию профильных школ.

«Мы со следующего года предлагаем ввести несколько новых инструментов к существующим по поддержке молодых исследователей. Сейчас важны не только математика и физика, но и биология, и информационные науки. Поэтому мы уже в этом году с министром об этом говорили, и она поддерживает, мы будем объявлять конкурс... как минимум еще на четыре школы. Причем, с условием паритетного финансирования со стороны государства, регионов и ведущий вуз и организация. Я уверен, что конкурс будет высочайший»

Григорий Трубников, заместитель министра образования и науки РФ

Лицейский принцип «погружения» сможет воспитать новую элиту, в самом лучшем смысле этого понятия. Это касается и прикладной и гуманитарной сферы. Специалисты полагают, что «перегруженность» современных школяров, на которую зачастую сетуют их родители, миф — подростки способны, готовы и желают «перерабатывать» гораздо больше информации — вот только для этого нужно создать условия. Причем, рецепты достаточно просты, не требуют никаких специальных вложений, кардинальных перестроек процесса и специальных кадров. На профессиональных сайтах они давно представлены и дело по их внедрению — за самими школами. Что стоит, например, устранить или нивелировать хотя бы вот такой раздражающий фактор.

«Сидишь ты на уроке литературы. Ольга Владимировна рассказывает про Чехова, мы обсуждаем „Вишневый сад“, спорим, приводим в доказательство цитаты, кто-то защищает Лопахина, кто-то жалеет Раневскую, в голове уже сами собой складываются строчки сочинения, которое ты уже рвешься написать... И вдруг звонок. „Все, ребята, закончим на следующем уроке в пятницу“. И ты идешь на химию. И первые 10 минут урока прикладываешь максимум усилий, чтобы выбраться из вишневого сада, чтобы перестать слышать удары топора и начать хоть как-то въезжать в то, о чем говорит учитель. И ровно в тот момент, когда ты полностью погрузился в тему, и даже задача вроде бы стала решаться, снова звенит звонок. И так 7-8 раз в день. Каждый день»

Сайт «Педсовет», фрагмент статьи «Почему школьники сильно устают?»

К слову сказать, сам Дмитрий Быков полагает, что учебный процесс по лицейской системе, естественно, в разных формах должен продолжаться с 8 до 22 часов. То есть — это тот временной уровень погружения, который дает не только знания, но и навыки, мироощущение. Сложно предполагать, как к таким новациям сможет отнестись профильное министерство. Министр, Ольга Васильева, считает, что ситуация вполне удовлетворительная. В конце октября, на Генеральной конференции ЮНЕСКО, она представила некоторые свои оценки — России и сейчас есть, чем гордиться.

«Во-первых, у нас один из самых высоких уровней образования в мире. У нас доля населения, которое закончило колледж или вуз, составляет 56%. Для сравнения: в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель составляет 37%. Людей в возрасте до 25 лет, которые не закончили школу, меньше 5%, а в странах ОЭСР этот показатель доходит до 18%»

Ольга Васильева, министр образования и науки РФ

Правда, при анализе этих цифр эксперты предлагают посмотреть и на дальнейшую статистику. К примеру, сколько выпускников потом работает по полученной специальности, какова востребованная сумма полученных знаний, в конце концов, как материальный уровень жизни коррелируется с дипломом того или иного ВУЗа. На многие из этих вопросов ответы можно найти еще в школе. И поиски их, действительно, могут напоминать интересный роман. Причем, и для автора-учителя, и для читателя-ученика. «Время эксперта Быкова» для самих сенаторов тоже закончилось интригой. Можно не удивляться, если они достанут с полки Чернышевского и начнут перечитывать «Что делать?». Во всяком случае, сложно удержаться от этого, после вот такой «приманки» от лектора.

Итак, деньги «Народной воли» и самого Николая Гавриловича — в Саратове. Для поисков — можно изучить «скан» этой книги.
 
Bool_Newtone.jpg
Фото: Работа Исаака Ньютона «Observations upon the Prophecies of Daniel and the Apocalypse of St. John» 1733 г.

Кстати, есть и прекрасный перевод этой работы великого англичанина, суворинского издания 1915 года. Рецепты для поиска «клада», причем, клада во всех смыслах этого слова, даны — время ими воспользоваться.

Сенаторы проводили своего необычного и отчасти экстравагантного лектора аплодисментами. Это эмоции, но есть и «проза» — Валентина Матвиенко, резюмируя, поручила профильным сенатским комитетам проанализировать предложения «от Быкова». Пока вряд ли стоит ожидать «приземления учителя-десантника», но детскую, студенческую прессу, медиа, а, значит, и продолжение дискуссии по поводу современной школы парламентарии готовы поддержать уже сегодня.

Подробности: http://vmeste-rf.tv/news/analyst-russian-schools-need-teachers-marines-education-reform-parliamentary-pencil-prospects-for-th/

Комментарии

Оставить комментарий
  • zavuchuser866752 zavuchuser866752 ( 618899 ) Современная реформа школы в конец запутала саму идею школьного образования. Научные термины и ФГОСовские требования привнесли в процесс образования хаос и сумятицу. Осталось только прислушаться к Быкову, педагогу?, поэту и писателю и пиши пропало ...! Образование, естественно, в России.

  • zavuchuser849824 zavuchuser849824 ( 602296 ) Уважаемый Дмитрий Быков не учитель. Министр образования не работала в школе. Все они страшно далеки от её проблем. От детей, на которыми все трясутся не получит государство должной отдачи. Возьмите пример с Китая. Дети идут в школу по туннелям, переправляются через речку, стараются не опоздать. А наши что? Могут что захотеть, то и сказать, никакого воспитания дома. Всё зависит от домашнего воспитания. Ответственность должны нести родители.

  • Геннадий Марушко ( 29693 ) Не вижу ничего плохого в том, что ребёнок после литературы идёт на химию. Это развитие коммуникабельности, переключение с одного вида деятельности на другой, что крайне необходимо в современном быстро меняющемся мире. И учиться этому в 40 лет уже поздно.

  • Никонор Русский ( 595108 ) Уровень бреда зашкаливает, или просто-кому-то нехер делать!

  • ( 28270 ) Я, конечно, ни на что не намекаю, но Быков похож на пьющего человека... ТАКИЕ нужны в школе?

  • Виктор Степанов ( 586468 ) Можно и Шварценегера пригласить

  • 2 x 2 ( 250242 ) "спящий"

Другие новости по теме

17 июня 2018 г. Экзаменов для выпускников школ станет на порядок больше

17 июня 2018 г. РОДИТЕЛИ СТАЛИ ЧАЩЕ ПРОВЕРЯТЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ДНЕВНИКИ

17 июня 2018 г. Директора-блогера сыктывкарской школы №18 пригласили в гости к Андрею Малахову

16 июня 2018 г. Учителям заплатят за экзамен

© Завуч.инфо Учитель-национальное достояние!
св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271

При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Завуч.инфо» обязательна. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.

Техподдержка
Минобрнауки РФ Закон об образовании РФ

Контакты редакции:

  • Отдел по работе с сертификатами
    +7 (812) 313-20-42
  • Секретарь главного редактора
    +7 (495) 215-18-63
О проекте
Хочу присоединиться!
 
Рейтинг@Mail.ru