Сколько на самом деле получают учителя в Карелии?

Александр ГНЕТНЕВ / Вести-Карелия

Учитель истории и обществознания Державинского лицея Петрозаводска Максим Иванов рассказал, каким образом обычный педагог может заработать большие деньги, и объяснил, почему этого делать не стоит

Максим Иванов работает в Державинском лицее карельской столицы.  С 2005 года он преподает школьникам историю и обществознание. За это время Иванов неоднократно завоевывал титул «Учитель года». Так, в 2012 и 2014 годах он стал лучшим по профессии среди петрозаводских педагогов. В 2014 году получил звание «Учитель года Карелии», стал финалистом всероссийского конкурса. 

В октябре Карелия стала первым регионом, который официально признал нехватку денег на повышение зарплат бюджетникам, которое предусмотрено майскими указами президента. Власти республики заявили о финансовых проблемах и попросили поддержки из федерального центра.

 Максим Иванов рассказал корреспонденту интернет-издания «Вести Карелии» о том, как изменились зарплаты педагогов за последние несколько лет.

Максим, с того момента, как президентом были подписаны майские указы, каким образом изменилось положение учителей?

С 2012 года, я так думаю, что учителя стали зарабатывать больше. Единственно, тут есть нюанс. Майские указы ведь гласят, что нужно среднюю зарплату по экономике платить учителю. Но не сказано, собственно говоря, за какое количество часов. То есть получается, что ты можешь получать среднюю зарплату по экономике, но при этом очевидно, что это точно не педагогическая ставка - не 18 часов. Там ведь рекомендация была такая, что учитель должен трудиться, если он хочет эффективно, продуктивно работать, 18 часов ну плюс парочка (прим. ред.- часов). И тогда оптимальный вариант: у него хватает время на самоподготовку, на повышение квалификации, на какое-то творчество и так далее. Победитель прошлого российского конкурса учитель года, филолог из Армавира Александр Шагалов, он же напрямую Владимиру Владимировичу сказал, что у него нагрузка большая, только из-за этого он зарабатывает. Я не помню, сколько он там- 28, сказал, тысяч. Или 27. То есть, условно говоря, приходится брать полторы, а то и более ставок.

Эта цифра, которую назвал Шагалов объективная или педагоги меньше получают, или больше?

Все зависит от нагрузки. От квалификации. От категории. Если у учителя большая нагрузка, плюс он находит время где-то выступать, готовить детей к всевозможным олимпиадам и так далее, если и классное руководство берется, то это объективная цифра. Но, собственно говоря, если работать на ставку, то все будет значительно скромнее. Еще зависит от школы. У нас ведь подушевое финансирование. Если школа маленькая, с небольшим количеством учеников, там возможности поменьше. Если школа большая, допустим, тысяча учеников,- ну, очевидно, что возможностей побольше. Плюс школа может ведь сама зарабатывать: оказывать дополнительные платные образовательные услуги, сдавать в аренду свой спортзал, ну и так далее. Где у школ есть возможности, это дополнительный приток финансов, дополнительная возможность поощрять учителей. Ну вот у нас нет спортзала..

Правильно ли я понимаю, что сейчас в среднем квалифицированный педагог может получить где-то 27 тысяч в петрозаводской школе?

Может 30-35 получить. Я понимаю, что для города Петрозаводска, если у нас средняя зарплата 25 или там 24 тысячи рублей по городу, это все равно очень скромные деньги. И за эти деньги нужно очень серьезно, засучив рукава, работать и, по крайне мере, в нагрузке уж точно прибавить себе серьезно. Единственно, только тут такая палка о двух концах. Условно говоря, я понимаю, что невозможно сравнивать и незачем сравнивать нас там с Германией и США, с Финляндией, со Швецией, где учителя на ином уровне по оплате труда. С другой стороны, всегда возникает вопрос: окей, хорошо, допустим, мы увеличим учителям зарплату в два раза - ну к примеру. Но возникнет вопрос - будут ли учителя хотя бы в полтора раза лучше работать? Только не подумай, что я с претензией к учителям. Я очень уважаю учительский труд и, собственно говоря, 13 лет этим занимаюсь. И я прекрасно понимаю, что, к сожалению, статус учителя оставляет желать лучшего. Он не очень высокий, он не очень престижный. И это заметно по тому, кто идет учиться в педагогические вузы, кто хочет в школу пойти работать - это такое единичное явление сейчас. Я, по крайней мере, по тем выпускникам, которые у меня учились, могу судить. Вот этот вопрос периодически все равно возникает - хорошо, сделаем 50-60 тысяч, а много ли поменяется, а будет ли отдача соответствующая? И это действительно такой очень серьезный вопрос.

Не будем претендовать на какую-то общую статистическую точность. Но, предположим, если молодой учитель устраивается в школу - он приходит на одну ставку, не может много тянуть - на какие деньги он может примерно рассчитывать?

Ну я думаю, тысяч 20. Все зависит от ситуации. То есть если школа нуждается, не может найти специалиста, ну вот приходит человек - все зависит от того, сколько ему дадут часов. Если ему дадут часов, когда даже ставки не будет, то он, конечно, будет зарабатывать не очень много, учитывая, что у него нет ни первой, ни высшей категории. Если ему дадут 24-25 часов, классное руководство,- я думаю, что ну можно заработать 20, может быть, даже иногда чуть больше. Может быть, он такой гениальный и сразу вклинится в борьбу за стимулирование: как-то там будет себя проявлять. Плюс в некоторых школах есть отдельная статья, которая стимулирует  именно молодых педагогов, которые только пришли.

На какую максимальную зарплату может рассчитывать педагог сегодня?

У меня была знакомая, у которой нагрузка была 40 часов в неделю. Норма, ставка- 18 часов. У нее было 42 часа даже, по-моему, с классным руководством.

И сколько она получала?

Я думаю, там 45 тысяч рублей. Хотя я, конечно же, не заглядывал в ее квиток. Я не спрашивал, сколько она зарабатывает. Но, мне кажется, что, учитывая все ее показатели, где-то вот так вот.

Как можно оценить такую нагрузку?

Я считаю, что это не просто ненормально. Это как раб на галерах. Я считаю, что работать эффективно и продуктивно с такой нагрузкой просто невозможно. У меня в прошлом году была нагрузка 34 часа. Я честно могу сказать, что к концу каждой четверти я еле ноги волочил. У меня язык был просто на плече. Шестидневка. И учитывая, что у нас пять уроков, получается, в субботу. Пять дней по шесть-семь уроков.

Плюс подготовка дома?

Подготовка, проверка, составление контрольно-измерительных материалов. Масса всего. Было очень тяжко. В некоторые моменты понимаешь, что кроме работы, нет ничего вообще.

Все это время стремительнее росла инфляция или учительские зарплаты?

Я так думаю, что в начале 2010-х был момент, когда, наверно, в какой-то степени больше росли зарплаты, наверно. Но в последнее время очевидно, что, конечно, инфляция подъедает. Учитывая, что у нас практически не индексировали - я не помню, когда в последний раз была индексация.

Насколько упадет благосостояние педагогов, если президентские указы по повышению зарплат учителям исполняться не будут?

Я не знаю, ведь майские указы по идее должны исполняться. Если они не исполняются, то там есть какие-то механизмы, которые каким-то образом воздействуют на исполнительную власть, собственно говоря, на главу региона. Это все чревато определенными последствиями, я так понимаю и какими-то конкретными поступками со стороны федерального центра. А в целом, ну очевидно ведь, что у нас сейчас не 2008 год, да? И в экономике рецессия наблюдается, и мы - увы, регион, который не может похвастаться тем, что у нас есть и нефть, и газ. Мы же дотационный регион, поэтому - я не знаю. Думать о том, что у меня как-то изменится ситуация в ближайшей перспективе.. Я об этом не думаю.

 

Подробности: http://vesti.karelia.ru/kapit/skolko_na_samom_dele_poluchajut_uchitelja_v_karelii/

 

Дальнейший текст доступен только читателям Завуч.инфо
Пройдите бесплатную регистрацию на портале (или войдите в свой профиль),
и читайте полные версии новостей без ограничений.
ЗарегистрироватьсяВойти
Комментарии

Вы должны залогиниться прежде чем оставить комментарий.

Пользователь

Не согласен категорически. До армии учился на электрика и пригодилась физика. После учёбы работал наладчиком станков с ЧПУ и благодарил школу за знание математики и тригонометрии. В армии служил химиком-лаборантом, органическая химия шла на ура. Потом работал чертежником, спасибо преподу по черчению. 25 последних лет проработал шофёром-дальних рейсов, и пригодились знания и математики, и физики, и химии, и даже музыкальная школа немного кормила, вернее знание музграмоты. Сейчас мне 63 года, а знаний не хватает. Вот так. В жизни пригодится и умение лапти плести, сказал один великий. Вот так

15 ноября 2017, 21:45
Пользователь

Врач после 32 часовой работы умерла, Ю.М. Лужков в сто тысяч рублей дополнительно оценивал труд учителя по подготовке высокобальника ЕГЭ.

10 ноября 2017, 08:37
Лев

Вот пилоту нельзя превышать суточной нормы "налёта", поскольку самолёты начнут падать. А вот учителю превышать можно. Неужели кто--то думает, что качество образования при этом улучшиться?

08 ноября 2017, 22:20