Имя
Елена Александровна
Фамилия
Богачева
Специальность
Не выбрана
Материалы
Вопросы нравственного воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости грубости, познакомить школьника с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Занятие входит в систему занятий по формированию семейных ценностей у обучающихся. Оно актуально тем, что впереди всех обучающихся ждет самостоятельная жизнь, в которой им предстоит построить свои семьи, которые были бы благополучными. Достоинством занятия, считаю тот факт, что в подготовке его участвовал весь семейный коллектив. Ребята заранее нарисовали рисунки своих семей, в которых они родились, заучивали стихи. Было проведено воспитательное занятие «Моя семья». На мой взгляд, тема занятия весьма актуальна: дети живут в интернатных условиях, не имеют практически возможности наблюдать семейную жизнь, поэтому в целях социализации просто необходимо работать над этой проблемой.
Тема: «Как мы познаем окружающий мир» Раздел: Охрана здоровья Цель: Формировать основы здорового образа жизни. Задачи: 1.Закрепить и обобщить знания детей об органах чувств и их назначении. Повторить правила бережного отношения к органам чувств. 2. Коррекция восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие связной устной речи на основе правильного составления предложений при ответах на вопросы. 3.Воспитывать ответственное и бережное отношение к своему здоровью. Оборудование: тема занятия, карточки со словами (глаза, уши, язык, нос, кожа); магнитофон (кассета со звуками природы); блюдца с продуктами; карточки (для девочек, для мальчиков); мяч, кусочек меха, карандаши простые. ХОД ЗАНЯТИЯ: I.Оргмомент 1,2,3 – на меня смотри 4,5 –прямо стать 6,7 – тихо сесть На занятии не зевай Смотри, слушай и запоминай. - Сейчас мы в этом и поупражняемся. II.Введение в тему (Упражнение на развитие внимания и памяти) - Сейчас на экране вы увидите различные предметы и слова. Постарайтесь их запомнить. (слайд 1) (Появляются рис. носа, глаза, уха, языка, кожи) Слайд 2 –пустой. - Назовите все что вы запомнили. - Молодцы! - А что же такое: нос, глаза, уши, язык, кожа? Вместе все это называется: органы чувств (слайд 3) - давайте прочитаем все вместе - читает один ученик -С помощью органов чувств мы узнаем, чувствуем, познаем окружающий мир. - И тема нашего занятия: Как мы познаём окружающий мир (на доске) - давайте прочитаем все вместе - прочитай Нина III. Основная часть Поговорим об органах чувств подробнее. 1.Сейчас вам Саша загадает загадку, а вы попробуйте ее отгадать. На ночь два оконца Сами закрываются А с восходом солнца Сами открываются. (глаза) - Найдите слово-отгадку в классе (ребенок находит, вешает на доску) - С помощью глаз человек видит величину предметов. (слайд 4) -Например: - Мяч какой? (большой, маленький) -Линейка какая? (длинная, короткая) -Книга какая? (толстая, тонкая) - С помощью глаз человек видит форму предметов. (слайд 5) - Что изображено на экране? Эти предметы какой формы? - С помощью глаз человек видит цвет предметов. Что это? (слайд 6) (д: цветные карандаши) - Назовите цвет карандашей (дети называют) - Что еще умеют делать глаза, расскажет Нина Глазкам очень много дела: На доске следить за мелом, И в тетради за словами, И в окне за облаками. - Вы глаза смотрите, Меня не подводите. - Что еще умеют делать глаза? (д: … - Да, глаза нам помогают читать, писать, видеть все вокруг. -А как же они могут подвести? (д: человек может ослепнуть, перестать хорошо видеть) - Чтобы этого с вами не случилось помните и выполняйте простые правила: Задание «Составь правило» (слайд 7) - Посмотрите на эту картинку и попробуйте сказать к ней правило, оно начинается со слова НЕЛЬЗЯ. (на экране картинка) 1. НЕЛЬЗЯ БЛИЗКО И ДОЛГО СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР (проверим, появляется правило) - Почему? (д: ухудшается зрение, глаза болят) - А сейчас рассмотрите эту картинку и попробуйте к ней сказать правило (на экране картинка) 2. НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ ЛЕЖА ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ (проверим, появляется правило) - Почему? (д: можно ослепнуть, глаза будут болеть…). - Еще одна картинка, рассмотрите ее и попробуйте к ней составить правило (на экране картинка) 3. НЕЛЬЗЯ ТЕРЕТЬ ГЛАЗА ГРЯЗНЫМИ РУКАМИ (проверим, появляется правило) - Почему? (д: могут попасть микробы, грязь, глаза заболят…) -Помните и выполняйте эти простые, но очень важные правила. 2. А сейчас Полина загадает еще одну загадку Чтобы слышать как в лесу Кричат «ку-ку» кукушки, Нам для этого нужны На макушке … (ушки) -Найдите табличку слово-отгадку в классе (уши, табличку вешаем на доску) Воспитатель тихо говорит : « Все встали» (дети встали) - А почему вы встали? (д: вы сказали) -Какой из органов чувств помог вам это сделать? (д: уши) - А сейчас я вам предлагаю сесть поудобней, закрыть глаза и послушать (дети слушают звуки природы) - Что вы услышали? (д: пение птиц, журчание ручья, …) - Уши нам помогают слышать речь других людей, звуки природы, музыку. Иногда случается так, что человек перестает слышать. Может родиться таким, или вследствие травмы, болезни. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке, с помощью жестов, мимики. - Чтобы всегда хорошо слышать нужно знать и выполнять простые правила: - А что же это за правила? Давайте попробуем их составить. (слайд 8) Появляется картинка 1. НЕЛЬЗЯ КОВЫРЯТЬ В УШАХ ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ. (Появляется правило). Почему? (д: … Появляется следующая картинка 2. НЕЛЬЗЯ СЛУШАТЬ ГРОМКУЮ МУЗЫКУ (проверим, появляется правило) - Почему? (д: … 3. Отгадайте следующую загадку: (Сережа С.) Всегда он в работе, Когда говорим, А отдыхает Когда мы молчим (язык) - Найдите карточку со словом язык в классе (ребенок ищет вешает на доску) - Язык помогает нам не только говорить. С его помощью мы чувствуем вкус пищи. (Слайд 9) - Давайте посмотрим на картинку. Как расположены вкусовые зоны языка? - Прочитай Оля, что это за зона? А это что за зона? …. (- Кончиком языка мы ощущаем сладкое и соленое, боковыми краями кислое, корнем языка горькое). - Вот такой интересный и нужный наш орган язык! - А сейчас мы проверим как работает наш язык. Игра «Узнай по вкусу» - К воспитателю по одному человеку выходят дети, закрывают глаза, открывают рот (воспитатель кладет кусочек яблока, лимона, лука, апельсина, шоколада) дети должны по вкусу узнать его. Физкультминутка Вспомним физминутку-шутку «Корова». У коровы все по два: Уха два, и глаза два Ноздри… их, конечно, две. Есть рога на голове. А еще две пары ног, Правый бок и левый бок. Только хвост всего один, Сам себе он господин! - Кто был внимателен и ответит на вопрос - Что у коровы есть, а у человека – нет? (д: рога, копыта, 2 пары ног, хвост). 4.Следующую загадку загадает Дима Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит – То заходит, то выходит (нос) - Найдите карточку со словом отгадкой в классе, (находят, вешают на доску). - Нос- очень важен, он не только помогает различать запахи. - Почему говорят, что дышать нужно именно носом, а не ртом? д: … - Проходя через нос холодный воздух согревается и очищается и в легкие он поступает теплым и чистым. - А сейчас мы поиграем еще в одну игру, называется она: «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ». Проверим, умеете ли вы различать запахи. - Вы по одному будете выходить ко мне, закрывать глаза и по запаху определять, что содержится внутри ( вата смоченная духами, чеснок, лук, шоколад, апельсин, огурец). 5. -Нос нам помогает чувствовать запахи, а чем мы чувствуем холод, тепло, колкие иголки у ежа? д: …(кожа) - Найдите карточку с данным словом в классе (находят, вешают на доску) - Закройте глаза и постарайтесь определить, что это? (воспитатель кусочком меха проводит по руке ребенка) - Что вы почувствовали? д: … - Кожей мы не только чувствуем. Она защищает наш организм как пленка. -(Слайд 10) - Посмотрите на экран, что вы видите? Что с ними произошло? (картинки о ранах). - Старайтесь беречь кожу и не ранить ее. - А если такое случилось нужно обратиться (куда?) д: к врачу (Слайд 11) - В наш медпункт. Там вам обработают рану и вредные микробы не попадут в организм. Практическая часть - Мы убедились, что все органы чувств важны и нужны человеку. - А сейчас проверим, все ли были внимательны. Перед вами карточки. Вы должны провести линию от слова, которое обозначает какой-либо предмет к органу чувств, который поможет лучше узнать этот предмет. (Самостоятельная работа) - Молодцы! -А сейчас проверим: Девочки отвечают, мальчики проверяют. - Гром мы слышим … - Молнию видим … - Вкус шоколада ощущаем … - Тепло чувствуем … - Запах духов … Мальчики отвечают, девочки проверяют. - Музыку слышим … - Сигналы светофора видим … - Вкус конфеты ощущаем … - Холод чувствуем … - Запах лука … IV. Итог - А сейчас поиграем в игру: «Дополни предложение» - Я говорю начало предложения, закончит его тот у кого окажется мяч. 1.Тема нашего занятия…. 2.Познавать окружающий мир нам помогают … 3.Органы чувств это … 4.Все органы чувств очень важны и их нужно … 5.Чтобы не испортить зрение нельзя … 6.Нельзя читать … 7.Нельзя тереть глаза … 8.Чтобы уши всегда хорошо слышали нельзя … 9.Чистить уши нельзя … 10.Играть нужно осторожно, чтобы не поранить … 11.Если поранился, обратись к … - Молодцы! Я надеюсь, что вы запомнили и всегда будите выполнять все правила о которых мы сегодня узнали. - Скажите, понравилось ли вам, ребята, наше сегодняшнее занятие? Д: …. -О чем вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали? (дети высказывают свое мнение)