Имя
Елена
Фамилия
Баслык
Специальность
Не выбрана
Материалы

Цель: формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приёмами правописания безударных окончаний имен существительных 1-госклонения, развивать орфографическую зоркость. Ход урока: 1. Организационный момент. - Прозвенел звонок! Внимание! Посмотрите ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Садитесь! - Руки? (- На месте) - Ноги? (- На месте) - Локти? (- У края) - Спина? (- Прямая) - Сегодня на уроке нам необходимо Быть – внимательными, активными, старательными; Знать – лексическое и грамматическое значение имени существительных; Уметь – распознавать тип склонения, падеж существительных; Будем – продолжать учиться красиво и грамотно писать, думать и рассуждать. - Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое). - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. 2. Минутка чистописания. - Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв. Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена также красиво и правильно, как и у меня на доске. 3. Сообщение темы урока. - В буквах минутки чистописания спрятана тема нашего урока. Кто её прочитает? - Сегодня по теме «Склонение» вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач. 4. Словарная работа. - Но сначала словарная работа «Цепочка». Взаимопроверка. - Наш язык пополниться ещё одним новым словом. - Загадка. Никто не пугает, а вся дрожит. ( Осина ) - Как вы понимаете значение этого слова? - Составим предложение 5. Введение в тему. 1. Игра «Бегущие минутки» по теме «Имя существительное». - Что вы знаете об именах существительных? - За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Выясним знатоков этой темы. Итак, начинаем.  Что такое склонение?  Что значит просклонять имя существительное?  Что такое окончание и для чего оно служит?  Какая форма слова для имени существительного является начальной?  Что такое падеж? Падежи?  Сколько падежей в русском языке?  Как определить падеж имени существительного в предложении?  Как распределяются имена существительные по склонениям?  Сформулируйте интересный вопрос по этой теме. - Молодцы! Справились с заданием. Из всего сказанного я хотела бы выделить слова Падежи Склонение Окончания 2. - Итак, повторим падежи. Сколько их? - В каком порядке они распределены? - С помощью каких слов их можно легко запомнить? (Иван рубил дрова, Василиса топила печь) - На какие вопросы отвечают падежи? Назовите вспомогательные слова к ним. Подготовленные заранее ученики показывают «Парад падежей» Ученик 1. У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей. Они проходят чередой, За слово в бой готов любой! Вверяют окончаниям Судьбу и жизнь свою! И про свое призвание На ушко им поют. Ученик 2. Я именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? – Ни с чем не спутает никто. Ученик 3. А я – падеж родительный. Характер мой общительный. Кого? Чего? - и вот он я! Предлоги часто мне друзья. Ученик 4. Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. Ученик 5. А я – винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятерки» я ловлю. Кого позвать, во что играть, Готов ребятам подсказать. Ученик 6. А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите! Чем? Творите! С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Ученик 7. А я – падеж предложный! Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я расскажу? О чём мечтать и в чём гулять. 3. Физкультминутка. 4. – Что же такое склонение? - Мы с вами вспомнили, что в русском языке есть 3 склонения, вспомнили, какие существительные к какому склонению относятся. Слово, однажды попав в склонение, никогда из него не выбирается. Слово верно своему склонению, значит, склонение слова – постоянный его признак. Учитель раздает детям лист «3 склонения имён существительных». А теперь вы будете исследователями. Интересно, кто из вас самый наблюдательный? Возьмите карточки со словом ОСИНА и карандашом впишите окончания. Дети выполняют задание. После делается проверка. 5. – Поработав со словом «Склонение», «Падежи» переходим к слову «Окончания». - Обратите внимание на окончания в склонении имени существительном – осина. - В какой позиции находятся окончания у имени существительного – осина? - В каких частях слова встречаются безударные гласные? (В корне, приставке, суффиксе). - А у нас – окончание. Перед нами проблема. Как правильно написать окончание? Рассуждения детей. - Учащиеся Петя и Женя сделали свой вывод на с.37 учебника - Сравниваем слова «осина» и «весна» и сделаем вывод. (По ударным окончаниям можно проверить безударные). - прочитайте правило, составленное учеными. Дети выполняют задание. - Что нового для себя открыли? (Безударные окончания имен существительных проверяй ударными в том же склонении). 6. Практика. - А теперь давайте поупражняемся в правописании безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. С.38 упр.2. Дети работают сообща, записывая текст алгоритма в тетрадях и на доске. На доске: (Без) насмешки/е I шаг: (без) насмешки/е что? насмешка II шаг: (1-е склонение) насмешка - вода (земля) III шаг: без воды без насмешки ы/и без земли Далее детям выдаются листы «Вставьте пропущенные окончания, с которыми они работают на время. Можно проводить по двум вариантам: 1 вариант: Учитель читает слова, дети поднимают карточки с буквой Е или И. 2 вариант: Карандашом вписывают окончания в заготовку. 7. Итог урока. - Какое маленькое, но очень важное открытие мы сделали на уроке? - Кому на уроке было интересно и понятно, посигнальте зелёным светофором. - Кому сложно и многое непонятно – красным. - Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали нам класс светлым и красивым, а мне подарили радость. 8. Домашнее задание. - вместе с родителями создайте свою памятку применения данного правила.

Раздел: иное

Урок по основам пожарной безопасности. «Огонь ошибок не прощает.» ( 3-й класс ) Баслык Елена Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №83 г.Краснодар Цели:  познакомить детей с правилами пожарной безопасности;  научить соблюдать их;  довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем;  отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;  воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Оборудование:  творческие работы учащихся на противопожарную тему для выставки;  телефонные аппараты;  плакаты по противопожарной теме. Ход урока 1. Организационный момент: Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Пусть пойдет ребятам впрок, Очень важный наш урок. 2. Введение материала по цели занятия  Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья» или «Нет, не я, нет не я, это не мои друзья». Кто задорный и веселый , Верность правилам храня, Бережет родную школу от огня? Кто поджег траву у дома, Подпалил ненужный сор? А сгорел гараж знакомых и строительный забор. Кто соседской детворе объясняет во дворе, Что игра с огнем недаром завершается пожаром? Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке? Загорелся старый стол, еле сам живой ушел.  Так о чем мы будем говорить? О безопасном обращении с огнем. 3. Тема занятия  Сформулируйте тему (расшифруйте ребус)  Правильно, тема урока «Огонь ошибок не прощает!» 4. Вступительная беседа учителя Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд — новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолеты, леса, поля и дома. А в результате — колоссальные убытки. И самое главное — десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети. О неукротимой силе огня и страшных последствиях пожаров свидетельствуют многочисленные факты:  В 48 году до н.э. Огонь уничтожил знаменитую Александрийскую библиотеку.  В феврале 1657 года катастрофический пожар уничтожил 3 четверти столицы Японии — ТОКИО.  24 ноября 2003 года. Москва. Пожар возник в общежитии университета им. Патриса Лумумбы. Погибло 37 студентов из 34 стран мира, ранено более 200 человек . Довольно часто пожары случаются в зданиях школ, в местах отдыха школьников.  2001 г. В школе — интернате п.Салемал произошел пожар. В деревянном здании заживо сгорели 7 детей в возрасте 7 — 9 лет, ещё 9 детей были госпитализированы.  2003 г. Дагестан. Пожар в здании школы — интерната для слабослышащих детей. Пострадало — 142 ребёнка. В России на пожарах погибает много детей: за 2000 г. - 735 человек, а за 2005 г. - уже 774 человека. 5. Причины пожара  Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера. Спички — лучшая игрушка Для скучающих детей. Папин галстук, мамин паспорт - Вот и маленький костер. Если веник подложить, Можно целый стул зажарить, В тумбочке сварить уху. Если взрослые куда-то Спички спрятали от вас, Объясните им, что спички Для пожара вам нужны. Г. Остер  Стихотворение то шуточное, но можно ли шутить с огнем? К чему это может привести? ( к пожару )  Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага. Пожар. Что это такое? ( ответы детей )  Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. В них пожары возникают значительно чаще, чем в общественных зданиях. Статистика пожаров в Российской Федерации за 2006 г.  зарегистрировано 218 тысяч 570 пожаров;  по статистике погибли 17 тысяч 65 человек, в том числе 698 детей;  получили травмы 13 тысяч 379 человек;  прямой материальный ущерб причинен в размере 7, 9 млрд. руб. Ежедневно  происходило 599 пожаров.  ежедневно погибало 47 человек  получали травмы 37 человек  уничтожалось 186 строений  материальный ущерб 21, 7 млн. руб. Подразделения ГПС спасли на пожарах:  96 тысяч 851 человека  материальных ценностей на сумму 30 млрд. рублей.  Кто нам поможет справиться с пожаром ? ( пожарные )  Как вызвать людей этой профессии ? а ) конкурс «Позвони пожарнику.»  ваша задача: добраться до телефона, набрать номер «01», сказать скороговорку, написанную у вас в карточке, сообщить свою фамилию, свой домашний адрес и вернуться к своему ряду. Передать карточку со скороговоркой следующему ученику.  Молодцы! Итог этого конкурса один: Если где-то задымится, Если что-то загорится, По тревоге как один Позвоним по ... «01»! Мы ближайшему району Сообщим по телефону, Где горит и что горит И кто об этом говорит !  На борьбу с огнем направляются смелые и отважные люди. Они бросаясь в огонь и дым спасают людей, имущество, даже ценой своей жизни.  Но отвагой на пожаре отличаются не только пожарные, но и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах. Ищут пожарные, ищет милиция, Ищут фотографы в нашей столице Ищут давно, но не могут найти Парня какого-то лет двадцати. - Из какого произведения эти строки ? ( С.Я. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое.» ) б) Сюжетно- ролевая игра:  Дима сидит у печки, зажигает дрова.  Не горят... Сырые, наверное. Сейчас я их бензинчиком. Ой ! Взорвалось ! Пожар ! (мечется по классу, прячется под стол ). Вы внимательно смотрели, а теперь постарайтесь определить все ошибки, которые герой допустил. Перечислите их. Итак, ошибки Димы... ( использовал бензин, спрятался под стол, не позвонил «01» ). в) Послушайте рассказ Б.Жидкова «Дым» Ответьте на вопросы: Что страшнее огня? Как нужно действовать, если в подъезде, в соседней комнате дым и выбраться нельзя? Что можно посоветовать Петьке?  Заткнуть щели мокрой тряпкой  Дышать через мокрую ткань внизу около пола и т.д. 6. Физкультминутка Как здорово, что я есть ! Я могу быть большим. Я могу быть маленьким, Я могу быть толстым, Я могу быть худым. Но я такой, какой я есть И это — здорово ! 7. Вывод Причины пожаров  Неосторожное обращение с огнем. Причины  Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.  Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.  Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры. 8. Устранение пожара  Чем можно потушить пожар?  Добавь словечко: Выпал на пол уголек, Деревянный пол зажег. Не смотри, не жди, не стой, А залей его . . . ( водой ).  Недаром говорят: «ОГОНЬ ВОДЫ БОИТСЯ.»  А еще чем можно ?  Пожар не ждет ! К ящику бросок !!!  насыпь на очаг спасительный . . . ( Песок )  Если есть огнетушитель — пенный. На следующем уроке мы познакомимся с другими существующими огнетушителями и научимся их применять.  Последствия пожара не только пепел, обугленные предметы, но и ожоги. Ожоги 1. степени — покраснение 2. степени — появляются пузыри 3. 4 — степени — самые тяжелые 9. Тесты 1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать ? а) залить телевизор водой б) позвать кого-нибудь на помощь в) попытаться потушить, а если не получиться, вызвать пожарных г) отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по тел. 01. 2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь ? а) Первым делом зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ б) пойду понюхаю, откуда пахнет в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04 и все это буду делать, не включая света 3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать ? а) убежать б) закричать в) вызвать пожарных 4. Телефон при пожаре: а) 03 б) 02 в) 01 10. Проверка тестов таблица 11. Подведение итогов - О чем говорили на уроке ? ПАМЯТКА  Прочитаем правила, которые следует не только знать, но и выполнять. У каждого ребенка на парте лежит гармошка с правилами. Разворачиваем ребро «гармошки» и зачитываем правило по цепочке. - не играй со спичками - выключай электроприборы - закрывай газовый кран на трубе и не зажигай самостоятельно газовую плиту и печь. 12. Практическое занятие «Эвакуация из здания школы»  А если пожар случился в школе ? Как мы будем действовать ?  В каждой школе есть план эвакуации, с которым мы уже познакомились. Для чего он необходим ? Вспомните путь, которым эвакуируется из школы наш класс. Повторите ваши действия при сигнале «Пожар» ? (Эвакуация из здания школы ) . 13. Домашнее задание. Придумать запрещающие знаки об использовании домашних приборов.  Урок закончен. Можете быть свободны. Спасибо за хорошую работу. Б.С. Житков Дым Никто этому не верит . А пожарные говорят: - Дым страшнее огня. От огня человек убегает, а дыму не боится и лезет в него. И там задыхается. И еще: в дыму ничего не видно. Не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу. И пожарные надевают на лицо маски, а в маску по трубке идет воздух. В такой маске можно долго быть в дыму, но только все равно ничего не видно. И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу. Старший пожарный крикнул: - А ну, посчитайте, все ли ? Одного жильца не хватало. И мужчина закричал: - Петька — то наш в комнате остался ! Старший пожарный послал человека в маске найти Петьку. Человек вошел в комнату. В комнате огня еще не было, но было полно дыму. Человек в маске обшарил всю комнату, все стены и кричал со всей силы через маску: - Петька, Петька ! Выходи, сгоришь ! Подай голос. Но никто не отвечал. Человек услышал, что валится крыша, испугался и ушел. Тогда старший пожарный рассердился: - А где Петька ? - Я все стены обшарил, - сказал человек. - Давай маску ! - крикнул старший. Человек начал снимать маску. Старший видит — потолок уже горит. Ждать некогда. И старший не стал ждать — окунул рукавицу в ведро, заткнул ее в рот и бросился в дым. Он сразу бросился на пол и стал шарить. Наткнулся на диван и подумал: « Наверное, он туда забился, там меньше дыму». Он сунул руку под диван и нащупал ноги. Схватил их и потянул вон из комнаты. Он вытянул человека на крыльцо. Это и был Петька. А пожарный стоял и шатался. Так его заел дым. А тут как раз рухнул потолок, и вся комната загорелась. Петьку отнесли в сторону и привели в чувство. Он рассказал, что со страху забился под диван, заткнул уши и закрыл глаза. А потом не помнит, что было. А старший пожарный для того взял рукавицу в рот, что через мокрую тряпку в дыму дышать легче. После пожара старший сказал пожарному: - Чего по стенам шарил ? Он не у стенки тебя ждать будет. Коли молчит, так, значит, задохнулся и на полу валяется. Обшарил бы пол да койки, сразу бы и нашел. С правилами пожарной безопасности ознакомлен (а) 1. Ашифин Алексей ________________________________________ 2. Бабенко Максим ________________________________________ 3. Бакуменко Софья _______________________________________ 4. Басенцян Арестак _______________________________________ 5. Гордеев Алексей ________________________________________ 6. Дашко Владислав _______________________________________ 7. Егоров Егор ____________________________________________ 8. Ерёменко Сергей________________________________________ 9. Коняев Владислав_______________________________________ 10. Клочко Герман_________________________________________ 11. Кулай Анастасия_______________________________________ 12. Мальцева Екатерина____________________________________ 13. Мезенцева Елизавета___________________________________ 14. Мозгунова Анастасия____________________________________ 15. Нешев Николай________________________________________ 16. Пеньков Вадим_________________________________________ 17. Петросян Артём________________________________________ 18. Петрусенко Анастасия___________________________________ 19. Пшеничный Данила_____________________________________ 20. Поспелов Максим_______________________________________ 21. Прокудина Анастасия___________________________________ 22. Писаренко Мария_______________________________________ 23. Рыбальченко Ника______________________________________ 24. Сиденко Евгений_______________________________________ 25. Чернышова Алёна______________________________________ С правилами пожарной безопасности ознакомила учитель начальных классов МОУ СОШ №83 г. Краснодара Баслык Е.А. _____________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №83 КЛАССНЫЙ ЧАС «ГУМАННОСТЬ В НАШЕ ВРЕМЯ» ( 4 КЛАСС ) УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ БАСЛЫК ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА г. Краснодар, 1-й проезд СТАНОВОЙ, д.11 моб.тел.: 8-918-632-76-86 эл.почта: elena_310372@mail.ru КРАСНОДАР, 2013 Цели: 1. Научить детей правильно воспринимать их присутствие в обществе. 2. Развивать умение вести дискуссию, сравнивать, делать выводы, обобщения и отстаивать свою точку зрения. 3. Воспитывать уважение к традициям своего народа. «Быть человеком – геройство в наши дни». И.Бехер. Ход урока 1. Организация класса. 2. Целеполагание и мотивация. Сегодня мы проводим классный час на тему: «Обязательна ли гуманность в наше время?» Нам предстоит разговор об очень важных проблемах нашей жизни: что такое человек, каково его место в мире. Что делает человека человеком, так ли мы живём, как нужно жить. а) Психологический настрой: включается негромкая музыка, объясняется детям, как следует расслабляться. Закройте глаза. Начиная с головы до ног, медленно, останавливаясь на каждой части тела по 2-3 секунды. Представьте себе, что во время вдоха вы поглощаете в себя свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, постепенно освобождаетесь от беспокойства. После завершения расслабления пусть дети сосредоточатся на сердце. Представьте, что в сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком – это центр покоя, центр любви. б) Настрой на позитивные мысли. Дети вместе с учителем проговаривают слова: Мир, мир, мир везде. Мир в тебе, мир во мне. Свет, свет, свет везде. Свет в тебе, свет во мне. Любовь, любовь, любовь везде. Любовь в тебе, любовь во мне. Слово учителя. С миром и спокойствием в душе у людей становиться меньше тенденций к разрушению. Мир и спокойствие отдельного человека приведет в конечном итоге к спокойствию в мире, что уничтожит угрозу войны. Если все эти события будут царить в мире, наша жизнь будет цвести. Как цветы, а для этого в душе каждого человека должна быть гуманность. Задание: Объяснить значение слова гуманность, подобрать синоним. Человек – существо коллективное. Он живёт и работает в обществе и для общества. И чтобы эта жизнь удалась, человек должен освоить науку общения, взаимодействия, научиться жить с другими в мире и гармонии. У человека нет выбора. Он должен быть человеком. Все мы друг другу нужны. Чтоб душе в общении раскрыться И своим богатством поделиться, И вобрать чужих сокровищ свет, Человеку нужен человек. Н.Коноплёва Задание: Растолковать эти выражения, доказать, что человек человеку – опора. 3. Ответы на вопросы. а) В чем главное отличие человека от животного? (сознание, речь) б) В каких формах проявляется гуманность? (отзывчивость, сострадание, уважение, жалость, прощение, благородство) в) Может ли быть гуманной ненависть? Какое из двух утверждений вы считаете верным: жалость – основа гуманизма или жалость - неуважение к человеку? г) Совместимы ли понятия «требовательность» и «уважение», «гуманизм» и «насилие», «поощрение» и «наказание»? д) Богата ли примерами гуманности наша жизнь? 1. Ощутил ли кто-либо из вас бесчеловечное отношение к себе? 2. Можно ли говорить о дефиците человечности? 3. Существует ли такой дефицит? 4. Следующее качество человечности – это доброта. Как вы понимаете значение слова «добрый»? Добрый – делающий добро другим, отзывчивый, несущий благо, радость и благополучие. Вопрос: А как вы думаете, дав списать домашнее задание, вы сделаете добро? а) Согласны ли вы с делением доброты на три вида: активная, пассивная, борющаяся? б) Влияет ли доброта на характер человека? в) Можно ли на зло отвечать только добром? г) Различимы ли понятия «добрый» и «добренький»? д) Можно ли стать добрее к людям? ж) Добро и зло вокруг нас. Твоя позиция в борьбе добра со злом. 5. Закрепление урока. Исходя из всего сказанного, я хотела бы прочитать несколько советов, «Как начинать день». - Что я должен сегодня сделать? - Делай и твори добро для себя и окружающих. - Чаще улыбайся, не сквернословь. - Преодолевай эмоции – подавляй гнев, ревность, жадность, страх. - И перед тем, как уснуть, потратьте несколько минут на то, чтобы вспомнить, сколько человек вы сегодня обрадовали, утешили, помогли успокоиться, рассмешили. Если бы все люди придерживались этих советов, на земле царили бы тишина и спокойствие. Я советую, я желаю вам, чтобы вы были чутки и добры к окружающим, потому что… если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот – трудно. 6. Игра «Потренируемся». 1. Сколько добрых слов у вас в запасе? Каждый произносит по одному слову. Выигрывает сказавший последним. 2. Кого вы в последний раз утешили, вылечили словом? 7. Домашнее задание. Написать реферат на темы: 1) Как жаль, что способность делиться осталась только у простейших! 2) У доброты нет возраста. 3) А честность тоже разная бывает, если доброты ей не хватает.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №83 УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ «ОВОЩИ, ЯГОДЫ И ФРУКТЫ- САМЫЕ ВИТАМИННЫЕ ПРОДУКТЫ.» ( 1 КЛАСС ) УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ БАСЛЫК ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА г. Краснодар, 1-й проезд СТАНОВОЙ, д.11 моб.тел.: 8-918-632-76-86 эл.почта: Elena_310372@mail.ru КРАСНОДАР, 2013 • Класс: 1 • УМК: Школа России • Учебный предмет: Окружающий мир • Авторы учебника, тетрадей: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса начальной школы. М.Безруких, Т.Филиппова. Разговор о правильном питании: рабочая тетрадь 1-й класс • Раздел учебника «Почему и зачем?» (8 ч.) • Количество часов в неделю – 1 ч., в год- 33 ч. • Тема урока: Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. • Цели урока: познакомить детей с разнообразием овощей, ягод и фруктов, их полезными свойствами, со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, прививать навыки правильного питания, воспитание здорового образа жизни. • Тип урока: изучение нового материала. • Актуальность урока: укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию. • Оборудование урока: рисунки овощей, ягод и фруктов, плакат «Город Здоровейск», корзины с овощами, ягодами и фруктами, слайды. • Структура (план) урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Работа над темой урока. 4. Физкультминутка. 5. Продолжение путешествия. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание 8. Рефлексия. • Ход урока: I. Организационный момент Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. II. Сообщение темы и цели урока. - Внимание, внимание. Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску. В ходе путешествия мы узнаем о разнообразии овощей, фруктов, и их пользе, узнаем, какое значение имеют витамины и минеральные вещества в жизни человека. III. Работа над темой урока. 1. Знакомство с овощами. - Ребята, сейчас вам надо узнать название первой станции. Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима: Хозяйка однажды С базара пришла, Хозяйка с базара Домой принесла: Картошку, капусту, Морковку, горох, Петрушку и свеклу... - Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (дети перечисляют овощи.) (Слайд 2.) - Как всё это назовём? (овощи.) - Кто догадается, какая станция нас ждёт? (Овощная.) (Слайд 3.) 2. Загадки об овощах. Подготовленные дети читают загадки об овощах, дети их отгадывают, а к доске прикрепляются рисунки с овощами. Одновременно выполняется работа на с.61 рабочей тетради «Разговор о правильном питании». Дети находят отгадку, соединяют линией с названием. - Какие овощи вы ещё знаете? (Дети называют) (Слайд 4,5.) - Хозяйка решила сварить борщ. Подскажите хозяйке, из чего приготовить это блюдо. (Слайд 6.) Ученики наклеивают овощи — наклейки на кастрюлю хозяйки. (Наклейки в рабочей тетради «Разговор о правильном питании».) - Ребята, как много овощей вы знаете! А кто из овощей и вкуснее и нужнее? 3. Сценка «Спор овощей.» Овощи: Кто из нас из овощей, и вкуснее и нужнее? Кто при всех болезнях будет всех полезней? Хозяйка: Выскочил горошек — ну и хвастунишка! Горошек: ( весело) Я такой хорошенький, зелененький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу! Хозяйка: От обиды покраснев, свекла проворчала... Свекла: ( важно ) Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала. Свеклу надо для борща и для винегрета. Кушай сам и угощай. Лучше свеклы нет! Капуста: ( перебивая ) Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные! Огурец: ( задорно ). Очень будете довольны, съев огурчик малосольный. А уж свежий огуречик всем понравится, конечно! Редиска: ( скромно ). Я — румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем! Морковь: ( кокетливо ). Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок и грызи морковку — будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким. Хозяйка: Тут надулся помидор и промолвил строго... Помидор: Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного. Самый вкусный и приятный, уж конечно, сок томатный. Лук: ( заманчиво ) Я — приправа в каждом блюде и всегда полезен людям. Картошка: ( скромно ) Я, картошка так нужна и большим и малым. Баклажаны: ( робко ) Баклажанная икра так вкусна, полезна... Хозяйка: Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно! Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить все без исключения, в этом нет сомнения! 4. Игра «Угадай овощ» Н.Кончаловская. «Про овощи» Жил один садовод, Он развёл огород, Приготовил старательно грядки. Он принёс чемодан, Полный разных семян, Но смешались они в беспорядке. Наступила весна, И взошли семена - Садовод любовался на всходы. Утром их поливал, На ночь их укрывал. И берег от прохладной погоды. Но когда садовод Нас позвал в огород, Мы взглянули и все закричали: -Никогда и нигде, Ни в земле, ни в воде Мы таких овощей не встречали! Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, Засеянных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвекла, челук и рекуста. - Назовите правильно, что выросло на грядках? ( Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста ). IV. Физкультминутка « Победи картошку » Звучит любая плясовая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежит картошка ( картофелин на одну меньше числа участников ). когда музыка смолкает — все берут с пола по картофелине. Тот, кто остался без картошки, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник. V. Продолжение путешествия. 1. Знакомство с фруктами. - Нам пора спешить на следующую станцию, её жители уже ждут нас, но посмотрите, что говорят нам овощи: Ешьте больше овощей - Будете вы здоровей! - Название второй станции вы сможете назвать, если разгадаете буквенные ребусы.(Слайд 7.) ЛО ЯБ КО НАН БА ША ГРУ ПЕЛЬ А СИН ВА СЛИ - Как называется эта станция? ( Фруктовая ) (Слайд 8.) - Ученые установили, что человеку лучше употреблять те фрукты, которые растут на территории его проживания. Несколько интересных фактов о фруктах. ( рассказывают дети ) Груша живет до 100 лет. Из её древесины делают мебель, музыкальные инструменты. Ученые установили, что желательно, чтобы каждый человек потреблял в год по 100 кг фруктов. Это примерно 270 гр. в день. - Ребята, фрукты приготовили для вас задание. Но сначала давайте подумаем, как отличить фрукты от овощей? Выводы: стр.105 1-й кл. Окружающий мир. 2. Игра «Четвертый лишний» (Слайд 9.) 3. Работа в тетради. - На стр.62 рабочей тетради «Разговор о правильном питании» раскрасьте свои любимые фрукты. Напишите их названия. - Фрукты приготовили для вас задание, разгадайте кроссворд. (Слайд 10.) Слова для 1,4,5,6,7 -х строчек ученики находят на рисунке на стр.65 рабочей тетради «Разговор о правильном питании». Задание для строк 2,3 и 8 читает учитель: 2. Младший брат апельсина ( мандарин ) 3. Меленькая печка с красными угольками. ( гранат ) 8. Как назвать это все одним словом? ( фрукты ) Ученики вписывают слова и получают слово: Витамины. 4. Знакомство с витаминами. - Ребята, как вы думаете, почему появилось это слово? - Витамины — это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах; они полезны для организма человека. - Впереди нас ждут очень полезные друзья — витамины, которые живут на «Витаминной станции». Давайте познакомимся с ними. (Слайд 11.) - Посмотрите, в зелёной одежде нас встречает витамин А. В синей одежде — витамин В, а в красной — витамин С. - Что в руках у друзей — витаминов? ( корзины с овощами и фруктами ) - А почему у них разные овощи и фрукты? ( в разных овощах и фруктах содержатся разные витамины ) - Витамин А — витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Его можно найти в моркови, томатах, петрушке, луке, абрикосе. ) (Слайд 12.) - Витамин В — в капусте, бананах, гранате, зеленом горошке. Недостаток витамина В приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, замедляется процесс роста, могут появляться судороги и вялость. (Слайд 13.) - Витамин С — способствует повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, влияет на функцию кроветворения. Витамин С активизирует иммунную систему. При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов, патологическим заболеваниям. Витамин С содержится в шиповнике ( мы с вами сейчас в столовой пили компот из шиповника ), в черной смородине, рябине, апельсинах, киви, малине, чесноке. (Слайд 14.) - Что мы должны помнить, когда едим ягоды, овощи, фрукты? ( Не забывать перед едой хорошо мыть овощи и фрукты ). Выводы: стр.105. 1-й кл. Окружающий мир. 5. Игра « Витамины » - Называю продукты. Если они самые витаминные, вы встаете, если нет — сидите. 6. Памятка - Памятки вам нужны, чтобы вы всегда помнили, какие продукты помогают людям исправить зрение, а какие защищают от простуды. - Сегодня я получила телеграмму от наших друзей - Кати, Зелибобы и Бусинки. (Слайд 15.) - В огороде началась эпидемия гриппа. Боюсь заболеть. Помогите! Катя. 1-й ряд придумывает блюда, которые помогут Кате. - В последнее время нет аппетита. Подскажите, что делать? Бусинка. 2-й ряд помогает Бусинке. - Стал хуже видеть. А я люблю читать. Выручайте! Зелибоба. 3-й ряд помогает Зелибобе. - Теперь, я думаю, наши друзья справятся со своими проблемами и будут здоровы. 7. Частушки. - А сейчас мы послушаем частушки, в которых говорится о пользе витаминных продуктов. Они нужны не только для здоровья, но и для красоты. Мы — веселые девчата. Красотой рекорды бьем. Красоты своей рецепты В огороде мы берем. У меня фигурка тонка И высокий каблучок. Я не буду есть котлеты - Мне пожарьте кабачок! На себе всегда ловлю Восхищенья взоры! Красоту мне и здоровье Дарят помидоры. Я секрет румян достала У прабабки Феклы: Лучше всех румян заморских Сок от нашей свеклы! Я — румяная девчонка И танцую ловко! Потому что ем всегда Свежую морковку. Не болеем больше гриппом, Не боимся сквозняка - Все таблетки заменяет Нам головка чеснока. VI. Итог урока. - Наше путешествие по городу Здоровейску подошло к концу. Что нового вы узнали на уроке? - Наш урок я хочу закончить словами. ( Слайд 16.) Если хочешь быть здоров, Не бояться докторов, Ешь побольше ягод, Овощей и фруктов - Самых витаминных продуктов. VII. Домашнее задание. - Нарисовать любимый овощ, ягоду или фрукт. Написать чем он полезен. VIII. Рефлексия. 1. Вспомни свои впечатления на уроке. 2. Дополни предложения: - Я чувствовал себя..... - Я ….. доволен собой. 3. Я испытывал затруднения, когда …. Я бы хотел стать более …. - Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали наш класс светлым и красивым, а мне подарили радость. Дополнительные источники информации. 1. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» ( 1-й класс) – 2-е Изд.; испр. и доп.+ Азбука природы в загадках, считалках, подвижных играх.-М., ВАКО, 2008. 2. Уроки здоровья. А.Макеева 3. Festival@1september.ru 4. Жирков И. 292 загадки. Сборник загадок для маленьких и больших. Грамотей, 2008. • Самоанализ урока (занятия) и методические рекомендации: Урок окружающего мира входит в систему уроков по теме «Почему и зачем?» Цели урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Этот урок освоения новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. На уроке использованы следующие методы обучения: словесные (объяснение, беседа с учащимися), наглядные (демонстрация презентации), практические (работа в тетрадях). Были применены следующие формы познавательной деятельности: индивидуальная, общеклассная. Использовалась мультимедийная технология. Урок носил воспитательную направленность (воспитание здорового образа жизни). Урок начинался с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на воспитание материала. Следующий этап – постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Для активации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов, в данном уроке – кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активировать познавательную деятельность. На основном этапе – этапе изучения нового материала – использовались метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера). Если использовать мультимедийные технологии на уроках окружающего мира, то интерес детей к учёбе поднимется, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала, решится проблема дефицита подвижной наглядности, а значит, качество образования будет повышено. • Характеристика класса Класс сформировался 1-го сентября 2008 года. В классе обучается 26 человек. По возрасту дети разные, есть 2000, 2001 и 2002 года рождения. Дети в классе опрятны, следят за собой, соблюдают правила поведения в школе. Большинство ребят общительны, любят коллективные игры, откликаются на просьбы учителя, товарищей. По уровню развития класс средний-12 ударников, 14 троечников, но есть сильные и творчески работающие ученики. Учащиеся участвуют и побеждают в олимпиадах, конкурсах регионального и всероссийского уровня. Пишут научно-исследовательские проекты, являются лауреатами «Эврика Юниор» Малой академии наук Кубани. Класс активный, эмоциональный, раскрепощённый. • Приложение к уроку: мультимедийная презентация.