Место и роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета.

Место и роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета. В.С.Головня, воспитатель класса. Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Тюменское президентское кадетское училище» Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. И. Даль Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Педагог и его воспитанник – две основные фигуры в воспитательном процессе. Личности, чьи взаимоотношения непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в любом образовательном учреждении атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Особенно важным это представляется в работе с подростками, поскольку этот возраст является особенным, переходным от детства к юности. В этот период происходит переориентация общения с родителями, учителями и другими наставниками. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков. Чтобы взаимоотношения между воспитателем и воспитуемым были гармоничными, способствовали процессу развития и становления личности, а не тормозили его, педагог должен обладать рядом необходимых личных и профессиональных качеств, иметь авторитет среди своих подопечных. Это одна из важнейших педагогических проблем, о чем можно судить по многочисленности исследований на эту тему таких выдающихся педагогов и психологов как: Амоношвили Ш.А., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С. Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др. Специфика образовательного учреждения придает данной педагогической проблеме свою особую направленность, например, в военном училище и в школе-интернате функции и обязанности воспитателей будут различаться, хотя, разумеется, личные и профессиональные характеристики педагогов этих образовательных учреждений, как и любых других, будут в чем-то и похожи. Кадетские училища также являются особыми образовательными учреждениями. Они - одно из самых значительных явлений в истории учебных заведений российского государства, в том числе и в современной России. Значение накопленного в кадетских корпусах опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское воспитание. Российские кадетские корпуса ведут свою историю с 1731 года, с момента учреждения императрицей Анной Иоанновной корпуса кадетов шляхетских детей и до закрытия этих образовательных учреждений Советской властью осенью 1922 года. Многие аспекты построения учебно-воспитательного процесса и уклада жизни в царских кадетских корпусах потом были взяты при создании Суворовских и Нахимовских военных училищ, президентских кадетских училищ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще. И поскольку кадетские училища являются специфическими образовательными учреждениями, со своим особым уставом, распорядком, обязанностями учащихся, то и роль воспитателя здесь также отличается от роли учителя-воспитателя в обычной школе. В силу возрастания значения подобных заведений в современном российском образовании нам представляется актуальной и постановка проблемы роли воспитателя в развитии личности подростка-кадета. Целью изучения в нашей работе является раскрытие значения участия воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-воспитанника кадетского училища. В Тюменском президентском кадетском училище разработана программа воспитания и социализация кадет каждого класса с целью создание оптимальных условий для реализации потребностей кадет к самопознанию, саморазвитию, здоровому образу жизни, формированию гражданского сознания и национального самосознания личности. В соответствии с поставленной целью в нашей работе решаются следующие основные задачи: - организация единого воспитательного пространства, сочетающего внешние и внутренние условия воспитания кадет; - содействие формированию сознательного отношения кадет к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; - вовлечение кадет в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; - воспитание кадет в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма; - создание условий для участия семей кадет в воспитательном процессе, повышения активности родительской общественности; Таким образом, эффективно организованная и систематическая воспитательная работа в нашем училище является появлением значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у кадет коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на формирование модели выпускника училища.
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Дети в этом сочинении рассуждают на тему "Что такое толерантность", отвечают на вопрос "Толерантны ли они?". Как оказалось ответить на этот вопрос не так просто.

презентация для ведения классного часа или факультатива по истории Санкт-Петербурга

Классный час, посвящен легендарной встречи союзников на Эльбе. В материалах содержатся исторические факты, документы, фотографии.
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее